Профиль

Искусство сквозь время: премию The Art Newspaper Russia вручили в атмосфере оттепели

Награждение лауреатов XII премии The Art Newspaper Russia за вклад в развитие искусства и культуры по итогам 2023 года состоялось в Театре имени А.С. Пушкина. Премия традиционно вручается в пяти номинациях – «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».

Издатель The Art Newspaper Russia Ольга Ярутина

Издатель The Art Newspaper Russia Ольга Ярутина

©Наталья Польская

Открыла церемонию издатель The Art Newspaper Russia Ольга Ярутина. Это российское издание, входящее в международную сеть газет об искусстве, которые выпускаются в семи странах мира, было запущено в 2012 году. Тогда же было решено отмечать ежегодной премией достижения в области искусства, сочетающие высокий профессиональный уровень и общественную значимость.

В шорт-лист вошли по три номинанта в каждой из категорий. В зале собрались более 500 гостей, среди которых коллекционеры, меценаты, галеристы и художники. «Самое важное, что искусство – это объединяющая сила, и все здесь присутствующие к ней явно или косвенно относятся», – подчеркнула Ольга Ярутина.

В разные годы лауреатами премии становились Третьяковская галерея, Эрмитаж, Пушкинский музей, Музеи Кремля, реставраторы иконы Боголюбской богоматери и библиотеки Алвара Аалто в Выборге. Премия не имеет денежного эквивалента. Приз представляет собой скульптуру в виде перекрещивающихся, как стрелки часов, лондонского Биг-Бена и Спасской башни Кремля, созданную художником Сергеем Шеховцовым.

Главный редактор газеты The Art Newspaper Russia Милена Орлова выразила признательность профессиональному художественному сообществу за создание хороших новостей. «Главное, не терять наработанное, двигаться и развиваться», – отметила она.

Церемония вручения премии традиционно представляет собой театрализованное мультимедийное шоу. Каждый номер посвящен победителю в одной из пяти номинаций. На этот раз было решено соединить технологии XXI века, в том числе искусственный интеллект, с эстетикой 1960-х. Вел церемонию один из главных героев сериала «Оттепель» Александр Яценко.

В списке номинантов категории «Реставрация года» были храм Покрова в Филях (Москва), майоликовое панно Исидора Фрих-Хара «Праздник» (Екатеринбург) и Дворец пионеров на Воробьевых горах (Москва). Когда на сцене появился актер в образе Никиты Хрущева и под аплодисменты произнес речь в честь открытия Дворца пионеров, стало ясно, кто стал победителем.

Церемония вручения премии традиционно представляет собой театрализованное мультимедийное шоу

Дмитрий Чунтул

По традиции призы вручают лауреаты прошлых лет. Награду за «бережное отношение к образцу советского архитектурного модернизма, любимому поколениями москвичей» директору комплекса «Воробьевы горы» Елене Мельвиль вручала директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева. Дворец пионеров, открытый в 1962-м и десятилетиями работавший на износ, в 2023 году прошел реставрацию и был деликатно приспособлен к современным реалиям. За полгода привели в порядок семь корпусов, планетарий, обсерваторию, театральный блок, концертный, выставочный и гостиный залы.

«Книгой года» названо фундаментальное исследование феномена русской художественной эмиграции первой волны. Награду за издание «Художники русской эмиграции в Америке» под редакцией Джона Боулта директору издательства «Искусство – XXI век» Татьяне Боднарук вручил галерист Ильдар Галеев. Театральным сопровождением стала инсценировка, посвященная героям книги – Давиду Бурлюку, Николаю Фешину, Сергею Судейкину и другим. Актеры в манере театра на Таганке эпохи 1960-х рассказали о судьбах художников на чужбине. В шорт-лист номинации входили также книги «Дар Костаки» и «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022».

Обладателями награды за «личный вклад» стали основатели Центра современного искусства «Винзавод» Софья и Роман Троценко. Здесь номинантов было больше: основательница фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева, глава «Экспо-парка» Василий Бычков, создательница арт-ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина и основатель творческого сообщества «Мира» Дмитрий Разумов.

Награду «за верность своей роли первооткрывателей в области современного искусства» Софья Троценко принимала из рук директора Музея AZ Наталии Опалевой. Театральной репликой к номинации стали строки из «Антимиров» Андрея Вознесенского, которые прочитал актер Василий Михайлов. В это время на экране демонстрировались кадры выставочно-фестивальной деятельности «Винзавода» за 17 лет.

Главная интрига, как и полагается в театральной постановке, развернулась ближе к финалу. Лучшей выставкой года мог бы стать «Выбор Добычиной» Музея русского импрессионизма – о первой русской галеристке, основательнице Художественного бюро в Петербурге. Или «Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века» в Еврейском музее и центре толерантности, где выстроили художественные параллели к литературному творчеству великого писателя. Но пальма первенства досталась масштабному проекту петербургского «Манежа».

Устроители выставки «Первая позиция. Русский балет» художественным языком рассказали историю развития и становления балетного танца в России. Было представлено более тысячи артефактов – афиши, фотографии, исторические костюмы, керамика, макеты и машинерия сцены. На выставке можно было самому постоять у станка, соприкоснуться с миром балета, узнать о разнице национальных балетных школ мира.

Команда проекта – директор «Манежа» Анна Ялова, автор концепции, креативный куратор выставки Павел Каплевич, гендиректор «РОСИЗО» Ольга Галактионова, дизайнер Агния Стерлигова и продюсер Александр Кармаев из бюро Planet9 – принимала награду от программного директора фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» Алисы Прудниковой. Победителей поздравили эффектным номером «Синий троллейбус» в исполнении народной артистки РФ Натальи Сомовой, примы-балерины Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, и вокального ансамбля SPOKANKI.

Завершала церемонию номинация «Музей года». На награду претендовали центр «Зотов», который решил переосмыслить конструктивизм в новых исторических реалиях, Всероссийский музей декоративного искусства, сохраняющий художественные промыслы и рукотворный дизайн в век искусственного интеллекта, и музей современного искусства PERMM, чья жизнь вышла на новый виток в октябре прошлого года – после переезда в новое здание. Кажется, мало у кого из присутствующих были сомнения, что приз достанется директору пермского музея Наиле Аллахвердиевой. Награду «за энергичность, стойкость и умение быть в диалоге с публикой и городом» ей вручил директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин.

Номер-поздравление был поставлен по мотивам события, случившегося в марте 1965 года в Пермской области. Тогда экипаж космического корабля «Восход-2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым, которым удалось первыми в истории человечества выйти в открытый космос, совершил незапланированную посадку в тайге. На сцене театра роли космонавтов исполняли актеры Дмитрий Росляков и Александр Каманин.

В эпилоге театрализованной церемонии перед зрителями возникла хорошо знакомая пермякам фраза «Счастье не за горами». Эта инсталляция Бориса Матросова много лет украшает набережную Камы и стала не только местной, но и всероссийской достопримечательностью. Во время прилива красные буквы уходят под воду, чтобы потом появиться вновь. Так и со счастьем – оно не всегда есть, но обязательно случается. В этот вечер в Театре имени Пушкина благодаря команде режиссера церемонии Алексея Аграновича атмосфера счастья была точно.

Самое читаемое
Exit mobile version