Профиль

Иван Рудин: "Очень важно, чтобы контакт с классикой был дружелюбным"

С 2 по 30 июня в Москве пройдет второй Летний музыкальный фестиваль «Зарядье», который организует одноименный концертный зал. В программе – оперы, променад-концерты, спектакли, выступления исполнителей барочной, этнической музыки, мероприятия для детей и многое другое. Подробнее о предстоящем фестивале и о других проектах «Профилю» рассказал генеральный директор концертного зала «Зарядье», пианист и дирижер Иван Рудин.

Генеральный директор концертного зала «Зарядье», пианист и дирижер Иван Рудин

Иван Рудин

©Пресс-служба концертного зала «Зарядье»

– В чем вы видите особенность Летнего фестиваля «Зарядье»?

– С первого года своего существования он изменил стереотипы о том, каким должен быть классический музыкальный фестиваль. Наш фестиваль включает в себя разные жанры, направления, разные формы и разную атмосферу. В прошлом году мы вышли за пределы зала: каждые выходные проводили мероприятия на площади перед зданием; организовали так называемые променад-концерты, когда в зале нет кресел, а есть мягкие пуфы, на которых размещается публика. Эти и другие форматы позволяют публике более свободно, по-летнему, чувствовать себя в концертном зале, слушая классическую музыку.

В этом году мы сохраним все новации и расширим их. Так, например, Фестивальный оркестр «Зарядья», который выступал в прошлом году на закрытии в Большом амфитеатре парка «Зарядье», будет иметь продолжение: появится Барочный фестивальный оркестр, который объединит музыкантов – лучших в России специалистов в области исторического исполнительства. В Большом зале прозвучат все Бранденбургские концерты Баха.

– Что запланировано в программе?

– Этот год – год русской музыки: год юбилеев Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, поэтому будет звучать много русской музыки, много опер. Откроется фестиваль концертным исполнением оперы «Борис Годунов» Мусоргского, где в партии Бориса Годунова выступит выдающийся бас Ильдар Абдразаков. Зрителей ждет «Иоланта» Чайковского с блистательным составом исполнителей: Сергеем Скороходовым, Владиславом Сулимским и многими другими. Альбина Шагимуратова исполнит партию Франчески в опере «Франческа да Римини» Рахманинова. В рамках фестиваля на сцену выйдут Ольга Перетятько и звезда барочной музыки, сопрано Симона Кермес, будут и другие иностранные участники. Закрытие сезона пройдет уже по традиции в Большом амфитеатре парка «Зарядье» в формате оpen air. Это будут насыщенные концертные дни, когда музыка будет звучать с утра и до позднего вечера.

– Фестиваль будет идти целый месяц – несколько концертов в неделю?

– В последние полтора года мы научились проводить до шести-семи концертов в день. Хотя у нас не так много залов, но точное планирование и слаженная работа служб позволяют их организовать, благодаря чему в течение сезона мы можем проводить больше концертов.

– Наверное, есть слушатели, которые посетят если не все, то по крайней мере несколько мероприятий фестиваля?

– Наш фестиваль адресован широкой публике. С одной стороны, мы не стираем жанровые особенности зала «Зарядье», сохраняем наш формат, а с другой – меняем форму. Мы рассчитываем, что людям будет комфортно, привлекаем аудиторию, для которой посещение концерта классической музыки, может быть, и не является целью выходного дня. Но, оказавшись здесь, в парке «Зарядье», они услышат музыку, звучащую в Большом амфитеатре, и, возможно, у них появится желание прийти в зал, послушать оперу, прикоснуться к классике.

Работа с детской аудиторией – тоже важное для нас направление. Мы много делаем для того, чтобы семьи – мамы и папы с детьми, бабушки и дедушки с внуками – регулярно приходили в «Зарядье». Таким образом мы растим свою аудиторию, и не только свою: мы делаем общее дело с ведущими культурными институциями Москвы и страны, прививаем определенные критерии слушания классической музыки. Очень важно, чтобы первый контакт с классикой был дружелюбным, оставил след в душе ребенка и ему захотелось бы возвращаться сюда. Поэтому наша программа выверена, чтобы сохранять интерес ребенка к происходящему. И всё же сердце нашего зала – классическая музыка, и мы знакомим ребенка именно с этим видом искусства.

– Одно из крупных завершающих мероприятий сезона – премьера оперы Вагнера «Летучий голландец», которой вы будете дирижировать. Подбор певцов проходил необычным способом: посредством конкурса #OperaCall, который «Зарядье» проводит уже не в первый раз.

– Да, проект OperaCall начался с того, что мы объявили конкурс – творческий вызов для молодых режиссеров музыкального театра. В итоге было поставлено пять опер с разными режиссерами. В этот раз творческий вызов был объявлен для вокалистов, и сейчас они проходят интенсивное обучение, встречаются с коучами, с концертмейстерами, занимаются немецким языком. Итогом станет участие в постановке оперы на одной сцене с признанными мастерами, солистами московских музыкальных театров. Это будет полноценная режиссерская постановка, полноценный спектакль на сцене зала «Зарядье».

Очень здорово, что в этом проекте у нас есть определенная синергия – он проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. «Зарядье» ведь не учебное учреждение, а концертный зал, но благодаря фонду мы смогли организовать многомесячную образовательную часть и дать возможность молодым певцам выучить новый сложный репертуар на немецком языке. Это даст им возможность не только выступить на премьере «Летучего голландца» у нас, но и дальше в своей карьере, в творческом багаже иметь выученную партию из очень востребованной оперы и на хорошем уровне выступать с ней на ведущих площадках мира.

– Поисками талантов ведь вы занимались и раньше – как арт-директор проекта «Золотые таланты». Видимо, это важно для вас?

– Я сам еще недавно был молодым музыкантом и знаю, как это нужно и важно, когда дается возможность для реализации. Другое дело, что не все видят ее, не все откликаются. Но нужно давать эту возможность, открывать двери для талантливых людей: вот, смотрите, приходите. И еще важно помогать делать шаги сразу в правильном направлении. Я стараюсь системно подходить к таким вещам. Для меня это значит направить молодых людей, дать им определенный вектор развития, чтобы дальше они уже могли идти своим путем по этой дороге, не сбиваясь и понимая, как и что нужно делать, чтобы не потерять себя. Это особенно важно для певцов, потому что у вокалистов ошибки в выборе репертуара чреваты карьерными последствиями. Нужна тонкая, точная, уважительная, выверенная работа, и поэтому у нас подготовка к «Летучему голландцу» занимает больше четырех месяцев.

– Вы росли в семье музыкантов. Был ли в детстве выбор, или вы всегда хотели стать музыкантом?

– Вы не поверите, но никто не принуждал меня заниматься классической музыкой. Всё получилось само собой: знакомые предложили моей маме отвести меня к педагогу, замечательной Татьяне Зеликман, которая взяла меня в Гнесинскую школу. Я не ощущал, что загнан в угол классической музыкой, и поэтому не успел ее возненавидеть. А потом резко полюбил. Всё получилось абсолютно органично. Я очень благодарен своей маме – она никогда на меня не давила. Это были 1990-е годы, у нее была масса других дел и, может быть, просто не хватало времени стоять над моей душой, как в анекдотах про детей-скрипачей. Если мне не хотелось заниматься, то я и не занимался, играл в футбол, катался на велосипеде или играл с друзьями во дворе. Все прелести уличной мальчишеской жизни я познал в полной мере, чему и рад. Это мне многое дало, а теперь я с удовольствием служу своему делу.

– Насколько трудно совмещать творчество и административные обязанности?

– Мне кажется, одно другому не противоречит. У дирижера тоже много административных обязанностей, начиная с того, чтобы организовать себя, организовать партитуру, оркестр, репетиционное время. Плюс я очень рано, с 17–18 лет, начал организовывать свой фестиваль ArsLonga – в этом году мы откроем уже 24-й сезон; это один из немногих долгоиграющих музыкальных проектов в нашей стране. В детстве у меня с ребятами постоянно были какие-то театральные инициативы: спектакли ставили, что-то снимали, выпускали. Мне близок мир театра, а музыка находится в сердце всего этого процесса, и когда она, как пламенем, озаряет его, все играет новыми красками и обретает новый удивительный смысл.

Самое читаемое
Exit mobile version