Профиль

Юлиана Слащева: "Мы движемся к воссозданию национального кинематографа"

Уход Голливуда из России дал большие возможности для развития российского кино, которому, однако, все еще не хватает производственных мощностей и квалифицированных кадров. Об инициативах, направленных на поддержку отечественного кинопроизводства, «Профилю» рассказала генеральный директор Киностудии им. Горького Юлиана Слащева.

Генеральный директор Киностудии им. Горького Юлиана Слащева

Юлиана Слащева

©Софья Анцупова/Пресс-служба Киностудии им. М. Горького

– Юлиана Юрьевна, в начале октября прошел уже 18-й по счету Международный кинофестиваль научно-популярных и исследовательских фильмов «Мир знаний». Почему Киностудия им. М. Горького выступает его организатором?

– Киностудия им. М. Горького выступает организатором нескольких кинофестивалей, причем не только на территории России. Например, фестиваля российского кино и анимации «Мир чудес» в Сербии. Что касается «Мира знаний», киностудия организует его начиная с 2016 года ежегодно при поддержке Минкультуры России. Мы это делаем потому, что сами активно развиваем производство научно-популярного кино, стараемся создать вокруг него новое сообщество, а также новую инфраструктуру для производства.

Все началось в 2015 году, когда к киностудии перешли легендарные «Центрнаучфильм» и «Леннаучфильм», но фильмы на этих студиях уже практически не производились. Полноценное возрождение направления началось после 2019 года, когда на Киностудию им. М. Горького пришла новая управленческая команда. Одним из первых мы возродили знаменитый киножурнал «Хочу всё знать!» в актуальном формате. Два сезона нового сериала пользуются огромной популярностью и поддержкой у зрителей всех возрастов.

За четыре года в общей сложности мы выпустили дюжину полнометражных научно-популярных фильмов и сериалов, которые можно посмотреть на основных онлайн-площадках. Еще десяток таких проектов сейчас находится на разных стадиях разработки и производства.

– Должны ли быть у кино социальные функции?

– Безусловно, кроме развлекательной, у кино должны быть и социальные функции, даже если создатели фильмов сознательно их не закладывают. Так, научно-популярное кино распространяет научные знания, вдохновляет на новые исследования и открытия. Социально значимые документальные фильмы раскрывают и исследуют те или иные общественные проблемы. А детско-юношеские, молодежные и семейные художественные фильмы могут нести культурный код, транслировать непреходящие ценности и воспитывать лучшие качества характера в подрастающем поколении.

– Каким должен быть кинематограф?

– Развитым и разнообразным, в котором есть место и блокбастерам, и жанровым, и авторским фильмам. Кинематограф – это целый мир, сложно организованная система. С одной стороны, это искусство, с другой – высокотехнологичная индустрия, причем одно без другого существовать не может. Это самый рискованный бизнес и одновременно очень интересное дело.

Чтобы национальный кинематограф был полноценным, должны хорошо работать все его составляющие. Начиная с качественного кинообразования, в котором у молодых людей была бы возможность изучать и историю кино, и методы именитых мастеров, и актуальные технологии. Продюсерам в условиях развитого кинематографа должны быть доступны современные производственные мощности и квалифицированные опытные специалисты, причем не только творческих, но технических и административных специальностей. Должно быть множество различных кинофестивалей, развитая сеть кинотеатров и онлайн-платформ, профессиональная кинокритика и активная киноходящая аудитория.

– Насколько современный отечественный кинематограф отличается от этого идеала?

– После крушения отлаженной системы кинопроизводства и кинопроката советского времени отечественный кинематограф как индустрия долгое время находился в упадке. Крупные государственные киностудии прекратили производить фильмы, их студийные комплексы не модернизировались. Российские фильмы долгое время не могли конкурировать с продукцией зарубежных мейджоров в кинотеатральном прокате. Активная государственная поддержка отечественного кинематографа началась 15 лет назад прежде всего как финансирование производства фильмов. Сегодня поддержка увеличивается, возрождаются киностудии. Хотя после пандемии и ухода западных блокбастеров у нас люди все еще слишком мало ходят в кино, многие релизы становятся успешными в прокате, растет интерес аудитории к российскому кино, а вместе с ним – интерес молодежи к кинопрофессиям. Думаю, мы движемся к воссозданию национального кинематографа, однако на это могут уйти годы.

– На вашей киностудии был снят самый популярный советский сериал «Семнадцать мгновений весны». Можно ли снять подобный успешный проект сегодня?

– В истории Киностудии им. М. Горького много рекордов, она также известна успешными экспериментами с форматами и жанрами. А наши «Пираты XX века» до сих пор остаются самым кассовым фильмом в истории отечественного кинопроката. Конечно, такие фильмы, как «Семнадцать мгновений весны», уникальны. Невозможно в полной мере повторить их успех хотя бы потому, что мы живем в другое время, в другом контексте. Но снимать новые актуальные фильмы, которые станут популярными и любимыми, можно и нужно. Для этого должны сложиться все составляющие: прежде всего – хороший сценарий, грамотная работа продюсера и достаточное финансирование, талантливая работа режиссера, актеров и всей съемочной группы, наконец, правильная дистрибуция и продвижение.

– Какие сейчас существуют проблемы в индустрии, и как их можно разрешить?

– Сегодня российская киноиндустрия очень активно развивается, наращивает объемы производства. Ведь после ухода из России западных кинокомпаний образовалась большая ниша, которую невозможно заполнить только лишь иностранными фильмами независимых производителей. Рынок нуждается в замещении иностранного контента качественными российскими фильмами. Это уникальная возможность для наших кинопроизводителей, но для взрывного роста пока не хватает производственных мощностей и подготовленных кадров.

Многое уже делается для поддержки растущего кинопроизводства. Например, регионы развертывают программы поддержки киноотрасли, включая создание кинокомиссий, выплату ребейтов, поддержку кинообразования и проведение кинофестивалей. Москва как столица производства кино и медиа, где создается до 90% контента, организует масштабный международный кинокластер. Его визитной карточкой после комплексной модернизации станет Киностудия им. М. Горького. Причем не только как высокотехнологичный студийный комплекс с павильонами и спектром услуг для производства игрового, документального, научно-популярного кино и цифрового контента, но также как сообщество, место притяжения для творческой молодежи, студентов и всех, кто интересуется кино.

– Вы возглавляете киностудию детских и юношеских фильмов. Как оцениваете состояние детского кино в России?

– В нашей стране очень сильные традиции детско-юношеского игрового кино, которые формировались десятилетиями. Кстати, именно Киностудия им. М. Горького стала первой в мире студией, специализирующейся на производстве такого кино. К сожалению, за время упадка многие традиции были утрачены, мы также отвыкли детское кино смотреть. Но сейчас есть очень высокий запрос на возрождение детско-юношеского кино, и не только со стороны государства. Продюсеры, дистрибьюторы, зрители – все мы соскучились по настоящим детским фильмам, в которых действуют дети, решая свои детские проблемы.

Производство и продвижение таких картин для нас одна из основных задач. В этом году возрожденная киностудия уже выпустила в прокат новый детский фильм «Чижик-Пыжик возвращается», а сейчас мы готовимся к съемкам новогоднего сказочного блокбастера «Письмо Деду Морозу». Многие продюсерские компании также пробуют свои силы в детском кино, и мы видим примеры вполне успешных релизов.

– Весной был принят законопроект, позволяющий государству финансировать детский кинематограф на 100%. Насколько важным стал этот документ для отрасли?

– На сегодняшний день возродить полноценный детско-юношеский кинематограф возможно только при условии всемерной поддержки со стороны государства. Задача вовсе не простая. Затраты на производство детского кино, в отличие от детской анимации и семейных фильмов, очень сложно вернуть. Полное финансирование позволит производителям реализовывать новые интересные проекты, будет больше релизов детского кино, и зритель начнет привыкать к смотрению таких картин. Мы надеемся, что через несколько лет детский и подростковый кинематограф снова станет популярным и сможет выйти на самоокупаемость.

– Как обстоят дела с документальным кино?

– Ситуация очень похожая. Документальное кино точно так же нуждается во всесторонней поддержке государства, если мы говорим о полнометражных документальных фильмах. Необходимо создавать новую культуру смотрения документального кино, и мы стараемся это делать.

За четыре года мы сняли почти три десятка таких фильмов, большинство – по субсидиям от Минкультуры России. Многие из них стали призерами престижных международных кинофестивалей, они представлены в коллекциях ведущих российских онлайн-кинотеатров. Например, один из последних релизов «Бей первой!» рассказывает о первой женской футбольной команде в Дагестане, летом фильм был награжден на фестивале документального контента онлайн-платформ Original+Doc. Фильм «Сны усадеб», который показывает восстановленные энтузиастами поместья в разных регионах страны, недавно получил приз на II Московском международном кинофестивале дизайна.

– Какие планы у киностудии на ближайшее время?

– Киностудию им. М. Горького, одну из старейших и крупнейших в стране, ждет полное обновление студийного комплекса при поддержке правительства Москвы. Модернизация киностудии – один из самых масштабных проектов города на ближайшие три года. В результате мы станем уникальной исторической площадкой, обеспеченной всем необходимым для современного производства художественных фильмов и сериалов, документального и научно-популярного кино, медиа и цифрового контента.

Мы продолжим развивать собственное производство в трех направлениях. К 2026 году планируем выпустить более 20 игровых фильмов и 40 проектов документального и научно-популярного кино общим хронометражом более 50 часов. И параллельно будем продолжать активно развивать сообщество вокруг киностудии: проводить фестивали и выставки. А также расширять деятельность креативного молодежного пространства Кинокампус Горького, в котором для подростков проходят региональные и международные киноэкспедиции, есть длительные и интенсивные программы для знакомства с различными кинопрофессиями. Скоро на основной территории откроем большой двухэтажный музей и отремонтируем широкоформатный зал, чтобы проводить в нем показы и мероприятия. А также планируем развивать вторую площадку на Валдайском проезде как центр производства научно-популярного кино.

– Как вы оцениваете международный потенциал отечественного кино, на какие рынки смотрите?

– Западный рынок для нас сейчас полностью закрыт, хотя документальные фильмы киностудии продолжают участвовать в некоторых кинофестивалях в Европе и США. Однако отечественное кино вполне может претендовать на рынки стран Латинской Америки и Африки, азиатских и арабских стран. В сложившейся ситуации на восточных рынках очень большой потенциал у российского контента, который транслирует традиционные ценности. В том числе могут быть интересны проекты совместного производства, например, объединяющие наши идеи и творческие возможности с производственными мощностями восточных стран.

– 20 сентября 2023 года заработала Московская киноплатформа, которая будет предоставлять весь комплекс услуг и сервисов, необходимых в кинопроизводстве. Новый глава департамента культуры столичного правительства Алексей Фурсин назвал ее «российским Голливудом». Получится ли у нас создать свой Голливуд?

– Правительство Москвы многое делает для развития российского кинематографа в целом. Это прежде всего строительство и модернизация площадок столичного кинокластера. Одним из перспективных проектов стала Московская киноплатформа, которая в ближайшее время будет наполняться информацией и сервисами.

Думаю, что сравнение с Голливудом сегодня звучит наиболее образно и отражает наши амбициозные цели. И надеюсь, что новая отечественная киноиндустрия сможет в кратчайшие сроки пройти свой собственный путь и уже не будет нуждаться в каких-либо сравнениях.

Самое читаемое
Exit mobile version