Профиль

Как Мориарти шахтерам помогал

«Гордость» – один из призеров Каннского фестиваля, лауреат британской кинопремии BAFTA и номинант «Золотого глобуса» – рассказывает о том, как сообщество геев и лесбиянок решило поддержать шахтеров во время забастовки в 1984 году и что из этого вышло.

©

Среди премьер этой недели – вдрызг разруганный критиками перезапуск «Фантастической четверки» и фильм открытия Канн-2015: история о трудном подростке и попытках его перевоспитания – «Молодая кровь» Эмманюэль Берко с Катрин Денев и Бенуа Мажимелем. Но мы расскажем о фильме, незаслуженно затерявшемся среди релизов прошлой недели – свежих работ Гая Ричи и Вуди Аллена («Агенты А.Н.К.Л.» и «Иррациональный человек»). Это британский фильм «Гордость», рассказывающий реальную историю того, как ЛГБТ-сообщество пыталось поддержать шахтеров во время забастовки в 1984 году.

Премьера «Гордости» состоялась на Каннском фестивале, где она стала обладателем Queer Palm – награды, присуждаемой фильмам, освещающим ЛГБТ-тематику. Также картине досталась главная британская премия BAFTA в номинации «лучший дебют сценариста, режиссера или продюсера» и номинация на «Золотой глобус» в категории «лучшая комедия или мюзикл». В России «Гордость» впервые была показана на фестивале «Новое британское кино» около года назад и стала его хитом: все билеты были распроданы задолго до показов. Это неудивительно: Великобритания славится своим социальным кино – тем самым, которого в России сейчас почти не снимают и которое так здесь необходимо. Кому нужно заострять внимание на проблемах в стране? Лучше выделить деньги на что-то патриотическое.

©«Артхаус»

Патриархи социального кино в Великобритании – Кен Лоуч и Майк Ли. Но есть и множество других режиссеров, которые высказываются на подобные темы. Что самое интересное, социальность для британцев не обязательно синонимична серьезности и уж тем более скуке. Комедия на общественно важные темы? Да сколько угодно! Взять хоть культовый «Мужской стриптиз» Питера Каттанео, который рассказывает о том, как оставшиеся без работы на закрытом сталелитейном заводе в Шеффилде мужчины решают попробовать себя в стриптизе. Тощие и толстые, молодые и старые, не умеющие и умеющие танцевать объединяются для самого неочевидного для них дела. Смешно, духоподъемно и одновременно остро и злободневно.

Британцы вообще, как никто, умеют смешивать в фильмах любых жанров и направлений комическое и драматическое. Также они известны как мастера воссоздания других эпох. Местные сценаристы, режиссеры и актеры почти всегда создают героев, которым веришь и сочувствуешь, причем порой делают это с помощью всего пары штрихов. Каждый второстепенный персонаж в их фильмах так же ярок, как и главный герой. Все эти характеристики в полной мере подходят и «Гордости»: фильму увлекательному, забавному, обаятельному, веселому, точному в фактах и серьезному.

©«Артхаус»

Отдельная радость в «Гордости» – актерский состав. Кто только не изображает тут людей нетрадиционной сексуальной ориентации. И Эндрю Скотт – незабываемый исполнитель роли Мориарти из «Шерлока», любимый фанатами почти так же сильно, как сам Холмс Бенедикт Камбербетч. И брутальный всегда ( да и здесь тоже) Доминик Уэст, звезда сериалов «Прослушка», «Час», прошлогодней новинки «Любовники» и других. И Джозеф Гилгун, изображавший хулигана, сквернослова и похабника с добрым сердцем, обладателя странной сверхспособности в отличном британском фантастическом сериале «Отбросы». И еще более новомодный актер Джордж МакКей («Как я теперь люблю» с Сиршей Ронан, «В Лейте светит солнце»), номинированный на BAFTA в категории «восходящая звезда». Также в «Гордости» задействованы представители старшего поколения звезд королевства – Билл Найи и Имельда Стонтон. Они изображают жителей деревушки в Южном Уэльсе, как и Пэдди Консидайн («Круглосуточные тусовщики», «Типа крутые легавые», «Армагеддец»). Ничего, кроме бурного восторга, у тех, «кто понимает», такая компания вызвать не может.

«Гордость» режиссера Мэттью Уорчаса, как уже говорилось, основана на реальных событиях. В 1984 году шахтеры, недовольные намерением Маргарет Тэтчер закрыть большое количество нерентабельных шахт, бастуют по всей стране. В это время активисту и гомосексуалисту из Северной Ирландии Марку Эштону (начинающий актер Бен Шнетцер) приходит в голову оказать помощь бастующим. Вместе со своими друзьями нетрадиционной сексуальной ориентации он организует общество LGSM (ЛГПШ): «Лесбиянки и геи в поддержку шахтеров». Друзья базируются в книжном магазине Gay’s the Word в Лондоне, рядом с которым и собирают деньги. В результате они связываются с представителем шахтерского сообщества одной из деревенек Южного Уэльса и вскоре отправляются к ним с визитом.

©«Артхаус»

Кто может быть консервативнее шахтеров? Вот в фильме «Билли Эллиот», например, британский шахтер-отец был в бешенстве уже от того, что сын мечтает заниматься балетом. Ведь это кем можно стать в результате! Но сюрприз «Гордости» в том, что Эштона со товарищи не принимают в штыки. Да, многие поначалу смотрят на них с некоторой опаской и брезгливостью, но вскоре понимают, что стоит отбросить глупые предрассудки. Ведь, помимо всего прочего, кто еще умеет так танцевать, так веселиться, кто научит эффектно двигаться под музыку? Представители, казалось бы, не совместимых друг с другом лагерей становятся не только помощниками, но и настоящими друзьями. Конечно, будут и консервативные люди, которые обвинят членов LGSM в желании самопиара и в неискренности. Найдутся и недоброжелатели в Лондоне. И в конце концов…но не будем злоупотреблять спойлерами. Ведь важно другое. «Гордость» показывает: не так и сложно преодолеть разделяющую людей пропасть и победить свои предубеждения. Для некоторых это короткий путь, для некоторых длинный, требующий проведения большой внутренней работы. Но оно того стоит. Без участия шахтеров борьба за права ЛГБТ в Великобритании была бы тяжелее. После тогоs как члены LGSM стали поддерживать шахтеров, те, в ответ, начали участвовать в гей-парадах на территории королевства. А на конференции Лейбористской партии в 1985 году в Борнмуте была впервые принята резолюция о поддержке партией прав людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Произошло это в первую очередь за счет единодушного голосования Национального союза горняков. «Гордость» – это, конечно, история не только о толерантности, но и о солидарности. Марк Эштон решил помочь шахтерам, потому что их права ущемлялись так же, как ущемлялись права ЛГБТ. Те ответили на помощь помощью.

Антипараллели с российской ситуацией очевидны. В Великобритании закон о пропаганде гомосексуализма был отменен в 2003 году (кстати, против его принятия также боролись шахтеры). У нас аналогичный закон был принят десять лет спустя. The Guardian с удивлением констатирует тот факт, что, несмотря на ситуацию с отношением к ЛГБТ в России, фильм «Гордость» все-таки вышел в прокат. И нам, когда до толерантности и солидарности, как до Луны, когда вокруг царит непробиваемое мракобесие, остается радоваться малому: кино еще пока смотреть можно.

Самое читаемое
Exit mobile version