Профиль

Князь Калашников

©

Культурный бренд России

Выступая на открытии памятника конструктору Михаилу Калашникову, установленному на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц, министр культуры Мединский сравнил оружейника с Кулибиным, а автомат назвал культурным брендом России:

Это очень необычный памятник. Калашников — это в какой-то степени Кулибин XX века, воплощение самых лучших черт русского человека. Необычайная природная одаренность, простота, честность, организационный талант — это все то, что позволило создать целую линейку оружия по защите Отечества, среди которых, конечно, автомат Калашникова — настоящий, можно сказать, культурный бренд России.

В чем же все-таки особая необычность этого памятника, министр культуры так и не сказал. О планах поставить памятник создателям других культурных брендов России (например, вошедшей в иностранные словари «перестройки») глава Российского военно-исторического общества также пока не упоминает.

Автомат Калашникова в многочисленных модификациях производится во многих странах мира без лицензии и считается самым распространенным на планете стрелковым оружием. Насколько АК ассоциируется у его пользователей именно с Россией, судить сложно.

С автоматом и молитвой

Памятник Калашникову поставлен по инициативе Российского военно-исторического общества и корпорации «Ростех», в которую входит концерн «Калашников».

Автор памятника — Салават Щербаков. Он же автор памятника князю Владимиру, установленному около Кремля при участии все того же Российского военно-исторического общества во главе с министром Мединским.

Впрочем, на сей раз подрубать пьедестал не пришлось: памятник представляет собой 5-метровую фигуру Калашникова, стоящего на 4-метровом постаменте. На заднем фоне расположена скульптурная композиция с фигурой Михаила Архангела.

Щербаков объяснил, что в памятнике отражена борьба добра и зла. Копье покровителя Калашникова Михаила Архангела — символ оружия, которое борется против мирового зла. В этом же, по мысли скульптора, участвовал советский оружейник.

Щербаков назвал Калашникова очень русским по характеру человеком и сравнил его не только с Левшой (Калашников по сути самоучка), но и с Платоном Каратаевым из романа Толстого «Война и мир». Автор назвал девятиметровый монумент скромным:

Калашников — человек из народа, вроде Платона Каратаева. Не хотелось делать пафосный монумент скромному человеку.

Салават Щербаков был выбран автором на конкурсе с одним участником. По информации СМИ, его в качестве автора хотел видеть сам Сергей Чемезов.

Для раскола не нужен повод

Установка памятника создателю чрезвычайно эффективного автомата (особенно на фоне эпопей с установкой памятника эмигранту Бродскому в Петербурге и «предателю» Солженицыну в Ростове-на-Дону) предсказуемо вызвала противоречивую реакцию.

Андрею Макаревичу, например, не понравился не только символизм памятника, но и сама скульптура:

А другие в одной фразе поминали и Калашникова, и Россию, и господа, показывая, что Российское военно-историческое общество свою миссию выполняет неплохо.

При этом комментарии по поводу необходимости памятника полярны и не могут быть процитированы в этом материале как разжигающие ненависть.

Противники установки памятника не объясняют, в чем именно провинился конструктор Михаил Калашников, честно и скрупулезно делавший свою работу до конца жизни, и почему его вина может быть больше вины расстреливавшего свой же народ царя или изобретателя водородной бомбы.

Сторонники и создатели памятника не могут внятно объяснить, как и зачем им удается смешивать оружие, религию и заветных персонажей непротивленца Толстого в одном девятиметровом монументе на Садовом кольце в Москве.

Самое читаемое
Exit mobile version