Профиль

Канн-2023: фаворитка Людовика XV и любовь в концлагере

Сегодня на Лазурном берегу открывается Каннский кинофестиваль. Выбирать победителей основного конкурса будет жюри во главе с режиссером Рубеном Эстлундом, который в прошлом году стал двукратным обладателем каннской «Золотой пальмовой ветви». Рассказываем о фильмах важнейшего киносмотра в мире, которые заранее вызывают особенный интерес.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Жанна Дюбарри"

©Netflix / Why Not Productions / France Télévision / IN.2 Film / La Petite Reine / Red Sea Film Festival Foundation

Фильм открытия

«Жанна Дюбарри», режиссер Майвенн

Фестиваль откроет исторический байопик «Жанна Дюбарри» о взлете и падении последней фаворитки Людовика XV Жанны Вобернье, которая стала одной из самых влиятельных женщин Франции того времени. Король не подозревал о том, что в молодости его возлюбленная была куртизанкой, и пригласил ее в Версаль – что вызвало большое недовольство при дворе. Против Жанны начали плести интриги. Съемки фильма частично проходили в Версале, который ради этого закрыли для посетителей на несколько дней.

Кадр из фильма "Жанна Дюбарри"

Netflix / Why Not Productions / France Télévision / IN.2 Film / La Petite Reine / Red Sea Film Festival Foundation

Роль Вобернье / Дюбарри исполнила француженка Майвенн, которая также срежиссировала картину. В Канне эту кинематографистку очень любят: ее ленты «Полисс» и «Мой король» завоевывали награды фестиваля. В образе Людовика XV предстанет Джонни Депп, которого авторы фильма не побоялись пригласить, несмотря на скандальный судебный процесс против его бывшей жены Эмбер Хёрд.

"Убийца «Священный паук»": триллер о маньяке-моралисте из Ирана

Последняя картина с Деппом вышла три года назад, так что «Жанна Дюбарри» должна стать его громким камбэком. Хотя актер много лет жил во Франции и отлично владеет языком, ради идеального произношения и аутентичности речи он усиленно занимался французским.

Любопытно, что в производстве «Жанны Дюбарри» поучаствовала и российская сторона: кинокомпания Russian World Vision во главе с продюсером Константином Елкиным и онлайн-кинотеатр Okko в статусе дистрибьютора прав в digital-среде на территории РФ и СНГ.

Основной конкурс

«Зона интересов», режиссер Джонатан Глейзер

Поклонники культового британского режиссера Джонатана Глейзера наконец дождались его возвращения: последняя его картина вышла 10 лет назад. Глейзер, который сначала обрел славу как клипмейкер, снимает большое кино редко, но метко. Каждый его фильм становится событием, будь то криминальный комедийный триллер «Сексуальная тварь», мистическая драма «Рождение» с Николь Кидман (ее приняли хуже) или фантастика «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон в роли таинственного и зловещего инопланетного создания. На сей раз Глейзер обратился к роману «Зона интересов» важного британского автора Мартина Эмиса, сына писателя Кингсли Эмиса.

"Все страхи Бо": этот безумный, безумный мир Ари Астера

Действие романа разворачивается в той части Освенцима, где была сосредоточена финансовая жизнь концлагеря. События показаны глазами трех героев: разочаровавшегося в нацистском режиме офицера вермахта и по совместительству племянника Мартина Бормана, коменданта лагеря и старшего надсмотрщика зондеркоманды.

Офицер влюбляется в жену коменданта, и посему последний просит надсмотрщика убить ее. Роман не лишен юмора, который присущ и режиссеру.

Съемки проходили в 2021 году непосредственно в окрестностях Аушвица. Главные звезды «Зоны интересов», изобразившие семейную пару, – Сандра Хюллер, известная зрителям по фильмам «Тони Эрдманн» и «Между рядами», и Кристиан Фридель из «Белой ленты» Михаэля Ханеке и сериала «Вавилон – Берлин».

«Город астероидов», режиссер Уэс Андерсон

Самым звездным фильмом фестиваля станет, разумеется, новая картина американца Уэса Андерсона – любителя пастельных тонов, симметрии, ретро-песен и перемешанной с иронией меланхолии. Скарлетт Йоханнсон, Джейсон Шварцман, Тильда Суинтон, Том Хэнкс, Марго Робби, Брайан Крэнстон, Майя Хоук, Эдвард Нортон, Хонг Чау, Стив Каррелл – далеко не полный список артистов, которые снялись в «Городе астероидов».

"Французский вестник": ода журналистике с толпой звезд

Наверняка многих из них можно будет увидеть и на каннской красной ковровой дорожке. Разве что любимец Уэса Андерсона Билл Мюррей на сей раз «прогулял» съемки (а может, его и не звали).

Действие развернется в середине 1950-х в выдуманном американском городе в пустыне, куда съедутся со всей страны юные любители наблюдать за звездами и их родители. Их ждут научные состязания и романтические приключения, но идиллию нарушат некие события мирового масштаба.

«Май, декабрь», режиссер Тодд Хейнс

Еще один американец в основном конкурсе – Тодд Хейнс, автор картин «Вдали от рая», «Кэрол», «Мир, полный чудес». Хейнс – великолепный стилист, умеющий погружать зрителей в атмосферу разных десятилетий XX века. На сей раз он, кажется, сделал фильм о современности, но можно не сомневаться в том, что тонкий психологизм, присущий его картинам, никуда не делся.

"Земля Алькаррас": Чехов по-каталонски

В главных ролях заняты дивы Джулианна Мур и Натали Портман. Центральную мужскую партию отдали Чарльзу Мелтону из сериала «Ривердейл». Мур и Мелтон изображают семейную пару, чей союз 20 лет назад потряс таблоиды (вероятно, из-за существенной разницы в возрасте).

Они отправляют выросших детей в колледж и в этот момент соглашаются принять актрису (Портман), которая должна будет сыграть героиню Мур в предстоящем фильме, посвященном их паре. Ее появление, разумеется, отразится на всех.

«Химера», режиссер Аличе Рорвахер

Итальянская постановщица Аличе Рорвахер стала любимицей Каннского фестиваля с самой первой своей картины, претендовавшей на «Золотую камеру» – приз за лучший дебют. Уже второй ее фильм «Чудеса» – нежная пасторальная история взросления девочки, которая живет с семьей на ферме по производству меда, – выиграл каннский Гран-при, вторую по важности награду смотра.

Следующая работа Рорвахер «Счастливый Лазарь», деревенская сказка и библейская притча в одном флаконе, обрела приз за лучший сценарий. Потом Рорвахер поучаствовала в создании сериала «Моя гениальная подруга» по бестселлеру Элены Ферранте и сняла документальный фильм «Будущее», также показанный в одной из каннских программ.

Кадр из фильма "Химера"

Ad Vitam Production / Amka Films Productions S.A. / ARTE / Canal+ [fr] / Ciné / CNC Aide aux cinémas du monde – Institut Français / Ministère de la Culture Italien / Office Fédéral de la Culture / Rai Cinema / RSI-Radiotelevisione Svizzera 11. Tempesta
Ее третья полнометражная игровая картина «Химера» расскажет о молодом британском археологе (Джош О’Коннор из сериала «Корона»), который окунается в мир продажи украденных артефактов. Но Рорвахер не была бы собой, если бы лишила фильм фантастического измерения. Официальный каннский синопсис гласит, что герой на самом деле погружается глубоко в землю в погоне за химерой – его потерянной возлюбленной. Он ищет дверь в загробный мир, о котором рассказывают мифы. В фильме также заняты Изабелла Росселлини и сестра постановщицы Альба Рорвахер.

«Опавшие листья», режиссер Аки Каурисмяки

У главного финского режиссера современности Аки Каурисмяки на счету не одна премия Каннского фестиваля, но «Золотая пальмовая ветвь» ему пока не покорялась. Возможно, эта несправедливость будет исправлена в 2023-м, тем более что по Каурисмяки за пять лет творческого молчания многие соскучились. В конце концов, у нас осталось не так много по-настоящему гуманистического и при этом небанального, тонкого и печально-ироничного кино.

"Вызов": космос как сбывшееся предчувствие

Новый фильм «Опавшие листья» назван по песне Ива Монтана. Герои Каурисмяки вновь обитают в Финляндии, словно застывшей вне времени (или как минимум в эпохе, когда мобильные телефоны еще не изобрели). Двое одиночек впервые находят возможную любовь друг в друге, но обстоятельства, иронично позаимствованные откуда-то из ромкомов 2000-х, мешают им быть вместе. Герой теряет бумажку, на которой записан номер телефона героини, а она даже не назвала ему своего имени.

Менее романтической причиной, мешающей счастью влюбленных, становится алкоголизм персонажа (в выпивке и сам Каурисмяки знает толк). «Опавшие листья» превращают в тетралогию «пролетарскую трилогию» постановщика («Тени в раю», «Ариэль», «Девушка со спичечной фабрики»). Каурисмяки любит снимать одних и тех же актеров, но в «Опавших листьях» он изменил своему принципу: впервые поработал с Альмой Певсти («Туве») и Юсси Ватаненом.

«Идеальные дни», режиссер Вим Вендерс

Немецкий классик Вим Вендерс («Небо над Берлином», «Париж, Техас») в последние годы убедительнее выступает в кино неигровом. Ему отлично удаются биографии известных людей, будь то бразильский фотограф Себастьян Сальгадо («Соль Земли» Вендерса выглядит так, будто на экране ожили кадры самого Сальгадо), или хореограф Пина Бауш, которой режиссер посвятил фильм-танец в 3D («Пина»).

Кадр из фильма "Идеальные дни"

Master Mind Limited / Wenders Images

Собственно, в Канне-2023 покажут сразу две картины Вендерса, и одна из них будет как раз документальной: это «Ансельм Кифер: шум времени», повествующая об одном из крупнейших немецких художников современности.

"Не слышу зла", "Возвращение в Сеул", "Звезды в полдень": 3 фильма о сильных героинях

Но если док Вендерса отобрали во внеконкурсную программу спецпоказов, то игровые «Идеальные дни» поборются за «Золотую пальмовую ветвь».

Действие фильма происходит в Токио, где обитает главный герой – уборщик туалетов. В свободное от рутины время он обращается к двум своим страстям – музыке и книгам. А еще он увлекается фотографированием деревьев.

Синопсис обещает поэтическую рефлексию о поиске красоты в повседневности. По описанию все это несколько напоминает «Патерсона» Джима Джармуша, главный герой которого сочинял стихи после окончания рабочего дня водителя автобуса. Но у Вима Вендерса в любом случае есть свой узнаваемый режиссерский почерк.

«Старый дуб», режиссер Кен Лоуч

86-летний британский классик Кен Лоуч – самый титулованный постановщик в конкурсе этого года: у него на счету 15 каннских наград разного достоинства. В том числе две «Золотые пальмовые ветви».

Вторую он получил не так давно: в 2016 году за социальную драму «Я, Дэниел Блейк». Собственно, Лоуч всю жизнь снимает социальные драмы, защищающие достоинство и права представителей рабочего класса.

Кадр из фильма "Старый дуб"

BBC Films / Les Films du Fleuve / Sixteen Films / Studio Canal / Why Not Productions

«Старый дуб» – это название последнего паба, который остался в шахтерском поселке, давно пришедшем в упадок. Прибытие сирийских беженцев может привести к конфликту с местными, ведь паб становится общей территорией для представителей разных сообществ. Но владелец заведения внезапно заводит дружбу с молодой сирийкой, которая не расстается со своей камерой.

«Клуб Зеро», режиссер Джессика Хауснер

Предыдущая картина австрийской постановщицы Джессики Хауснер, тревожный фантастический триллер «Малыш Джо», тоже претендовала на «Золотую пальмовую ветвь». Тогда награда досталась исполнительнице главной роли, актрисе Эмили Бичем. За пять лет до этого историческую драму Хауснер «Безрассудная любовь» о самоубийстве немецкого писателя-романтика Генриха фон Клейста и его возлюбленной демонстрировали в рамках каннского «Особого взгляда».

Кадр из фильма "Клуб Зеро"

Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF) / ARTE / Österreichischer Rundfunk (ORF)

«Клуб Зеро» с Мией Васиковской в центральной роли рассказывает об учительнице, которая в элитной школе ведет уроки о здоровом пищевом поведении. Правда, на этих занятиях она почему-то говорит о том, что есть мало – крайне полезно. У героини образовывается тесная и опасная связь с пятью учениками.

"Мизантроп": неожиданный триллер о бунтующем маньяке

Также в основном конкурсе, например, свежие работы обладателей «Золотой пальмовой ветви» Нури Бильге Джейлана и Хирокаадзу Кэрээды, китайского документалиста Ван Бина, французской исследовательницы чувственности Катрин Брейя, итальянских классиков Нанни Моретти и Марко Белоккьо.

Вне конкурса состоится ряд премьер ожидаемых голливудских фильмов. Среди них «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе и «Индиана Джонс и Колесо судьбы» Джеймса Мэнголда. Фильмом закрытия станет очередной потенциальный хит студии Pixar – мультфильм «Элементарно».

Российские режиссеры

Что касается российского кино, то в престижной параллельной программе фестиваля «Двухнедельник режиссеров» покажут игровой дебют молодого документалиста Ильи Поволоцкого «Блажь». Гела Читава и Мария Лукьянова сыграли в картине отца и его дочь подросткового возраста, которые живут в фургоне, путешествуя через всю страну. С собой у них кинопроектор. Документальный фильм Ильи Поволоцкого «Пена» в 2019 году получил специальное упоминание жюри фестиваля IDFA – важнейшего смотра неигрового кино.

В секцию La cinef, отведенную студентам мировых киношкол, включили «Электру» Дарьи Кащеевой. Предыдущая картина Кащеевой «Дочь» претендовала ни много ни мало на «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм». Кащеева учится в Пражской академии искусств, кино и телевидения (FAMU), а ее «Электра» – копродукция Чехии, Словакии и Франции. В фильме анимация совмещена с игровыми эпизодами. Героиня вспоминает травмирующие события, которые произошли в ее десятый день рождения.

Самое читаемое
Exit mobile version