25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Канны-2020: программа фестиваля-призрака
Канны кинофестиваль Культура

Канны-2020: программа фестиваля-призрака

Директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо в присутствии президента смотра Пьера Лескюра огласил на французском Canal+ программу 2020 года. 73-й фестиваль при этом не состоится: сначала его перенесли из-за пандемии коронавируса с мая ориентировочно на июнь-июль, но потом стало понятно, что и к этому времени ситуация в мире не стабилизируется.

©Anne Christine Poujoulat / AFP / East News

В чем же смысл объявления программы? Значок Cannes Official Selection должен помочь прокатной, фестивальной и наградной судьбе отобранных фильмов. Некоторые картины будут показаны на других важнейших смотрах: так, кинофестивали в Торонто и Сан-Себастьяне даже, вероятно, включат какие-то из каннских картин в свой конкурс. Также среди смотров, которые будут сотрудничать с Канном, «Сандэнс», Довилль, Пусан, Нью-Йорк, Теллурид, Лион. Возможно, и Венеция. Кстати, Каннский кинорынок все же пройдет, но, разумеется, онлайн: с 22 по 26 июня. Режиссер Спайк Ли, который должен был возглавить жюри основного конкурса, осуществит эту миссию уже в 2021-м.

Фильмы в этом году решили не распределять по привычным секциям (основной конкурс, «Особый взгляд» и другие). Всего было отобрано 55 картин. Авторы прислали рекордное число заявок – 2067, причем почти половина работ – дебютные. Большое количество дебютов в итоге и включили в программу – пятнадцать. Шестнадцать отобранных фильмов снято женщинами – больше, чем в прошлом году.

Некоторое количество потенциальных хитов 73-го смотра в итоге приберегли для следующего года. Вообще, судя по небольшому количеству звездных режиссерских имен – что для Каннского фестиваля нехарактерно, – программа претерпела значительную корректировку, когда стало понятно, что в привычном виде фестиваль пройти не сможет. Расскажем подробнее о проектах, которых стоит с нетерпением ждать.

«Французский диспетчер» Уэса Андерсона

Фильм, который наверняка бы открывал Каннский фестиваль: нельзя просто так взять и не выпустить на красную дорожку такое количество звезд в первый вечер смотра. Уэс Андерсон, как всегда, собрал всех, кого только можно: Тильда Суинтон и Бенисио Дель Торо, Тимоти Шаламе и Сирша Ронан, Элизабет Мосс и Эдвард Нортон, Леа Сейду и Кристоф Вальц, Уиллем Дефо и Эдриан Броуди, Билл Мюррей и Фрэнсис МакДорманд – перечислять можно еще долго.

Кадр из фильма "Французский диспетчер"
©Indian Paintbrush

Действие картины разворачивается в выдуманном французском городке середины XX века, в котором находится редакция американского журнала. Перед зрителями предстанут не только сотрудники издания, но и герои опубликованных в нем историй. На сей раз известный перфекционист и любитель симметрии Уэс Андерсон работает не только с любимыми им пастельными цветами, но и с черно-белым изображением.

Последние картины постановщика понравились даже тем, кто раньше считал его чересчур инфантильным, и «Французский диспетчер», судя по всему, продолжает эту более взрослую линию в его творчестве. Впрочем, весело будет в любом случае. В России картина должна выйти в прокат в ноябре.

«Душа» Пита Доктера и Кемпа Пауэрса

А эта анимационная лента Disney и Pixar, скорее всего, оказалась бы во внеконкурсной секции – впрочем, кто знает. Кстати, в 2009 году «Вверх» того же Пита Доктера стал первым в истории Канна мультфильмом, показанным на открытии этого фестиваля. По сюжету учитель музыки Джо Гарднер, который долго мечтал играть джаз на сцене, получает наконец такую возможность, но тут же падает в канализационный люк и попадает в мир новорожденных душ (на самом деле впадает в кому). В этом странном мире новые души обретают характеры, интересы и таланты перед отправкой на Землю. Джо знакомится с нигилистически настроенной душой номер 22. Кажется, если он сможет объяснить ей, в чем заключается радость и чудо бытия, у него появится шанс вернуться к людям.

https://www.youtube.com/watch?v=vsb8762mE6Q&app=desktop

«Ая и ведьма» Горо Миядзаки

Среди других включенных в программу анимационных лент стоит отметить фильм «Ая и ведьма» Горо Миядзаки – сына легендарного Хаяо Миядзаки, известного по картинам «Сказания Земноморья» и «Со склонов Кокурико». Фильм расскажет о девочке-сироте, которую из приюта однажды забирает в свой мрачный дом ведьма. Как и знаменитая работа Миядзаки-старшего «Ходячий замок», «Ая и ведьма» – экранизация книги британской сказочницы Дианы Уинн Джонс.

«Аммонит» Френсиса Ли

Вторая режиссерская работа подающего большие надежды британца Фрэнсиса Ли, чей дебют «Божья земля» отметили на «Сандэнсе» и в Берлине. «Божья земля» – это очень нежная, поэтичная, тактильная история любви маскулинного фермера из английского захолустья и румынского мигранта, нанятого им на работу. «Аммонит» продолжит тему «нетрадиционных» чувств, но на сей раз в распоряжении Ли оказались не малоизвестные актеры, а звездные Кейт Уинслет и Сирша Ронан. Уинслет изображает палеонтолога-любителя Мэри Эннинг, которая в середине XIX века знакомится на английском побережье с геологом Шарлотт Мерчинсон.

«Падение» Вигго Мортенсена

Любимый всеми Арагорн из «Властелина колец», фирменный актер Дэвида Кроненберга, интеллектуал, художник, поэт, музыкант, издатель и фотограф – Вигго Мортенсен не мог не дебютировать однажды в качестве режиссера. Премьера его «Падения» состоялась еще на «Сандэнсе». Сам Мортенсен сыграл одну из главных ролей: человека, находящегося в конфликте со своим пожилым больным деменцией отцом (Ленс Хенриксен), который так и не принял нетрадиционную ориентацию сына. Действие перемежается флэшбеками из молодости родителя, каждый кадр продуман и выстроен до мелочей. Критик Variety сравнивает «Падение» с поздними работами Клинта Иствуда.

Кадр из фильма "Падение"
©HanWay Films

«Настоящие матери» Наоми Кавасе

Японка Наоми Кавасе в этом году могла бы приехать в Канн в девятый раз. Трижды она уезжала с фестиваля с разного калибра призами (самым значимым было гран-при жюри за картину «Траурный лес»). Кавасе снимает медленное созерцательное кино о самом главном: жизни, смерти, таинственной связи человека и природы. Ее новая работа повествует о матери приемного ребенка, с которой внезапно связывается его кровная мать.

«Лето 85-го» Франсуа Озона

Француз Франсуа Озон, который неизменно моден в России, всегда был изысканным киностилистом, но в 2018-м создал концептуально простую по форме и чрезвычайно важную по содержанию драму «По воле божьей» о педофилии в католической церкви. Картина принесла ему гран-при Берлинале. «Лето 85-го», похоже, вернет нам прежнего Озона. Это история шестнадцатилетнего подростка, проводящего лето 1985-го на побережье Нормандии: его любви и его желания умереть. Среди актеров Мельвиль Пупо и Валерия Бруни-Тедески. Лента, судя по всему, не лишенная автобиографических мотивов, должна выйти в прокат во Франции уже 14 июля, она также уже куплена для проката в России.

https://www.youtube.com/watch?v=KMZy45imoj0

«ДНК» Майвенн Ле Беско

В последние годы в Канне показывали все больше французских фильмов (не всегда удачных), но в 2020-м их особенно много – 21. По-настоящему известных местных режиссеров в программе при этом мало: помимо Озона, можно назвать актрису и постановщицу Майвенн Ле Беско, к которой критики относятся очень по-разному. Ее проект «ДНК» посвящен динамике взаимоотношений в семье молодой женщины после того, как умирает ее дедушка, игравший в ее жизни важную роль. В главных ролях Луи Гаррель, Фанни Ардан, Марина Вакт и сама Майвенн.

«Еще по одной» Томаса Винтерберга

Соавтор знаменитого манифеста «Догма 95» Томас Винтерберг вновь поработал с актером Мадсом Миккельсеном. Их предыдущая коллаборация «Охота» принесла последнему каннскую награду за лучшую мужскую роль. Синопсис «Еще по одной» наводит на мысли о комедии, но, зная Винтерберга, можно предположить, что вряд ли мы будем много смеяться во время просмотра. Школьный учитель и трое его друзей решают на собственном опыте проверить теорию о том, что человек с рождения страдает от некоторой нехватки алкоголя в крови и посему, если ее регулярно восполнять, то всех ждет счастье.

«В сумерках» Шарунаса Бартаса

Литовец Шарунас Бартас – еще один частый гость Каннского фестиваля, такой же немногословный, как и его наполненные истинным драматизмом фильмы. Действие исторической драмы «В сумерках» разворачивается в 1944 году в Литве, где 30 000 человек стали партизанами, чтобы противостоять советским войскам.

«Топорик» Стива МакКуина

Каннский фестиваль, как и другие ведущие киносмотры, теперь благоволит и сериалам. В прошлом году это был «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Николаса Виндинга Рефна, в этом – «Топорик» оскароносного Стива МакКуина («12 лет рабства»). Показать должны были первые два эпизода «Топорика» – мини-сериала о жизни афро-карибского сообщества в Лондоне конца 1960-х – начала 1980-х.

Полный список отобранных фестивалем картин можно посмотреть на официальном сайте смотра.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».