Профиль

"Кентавр": Юра Борисов работает таксистом

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Кентавр"

©ID Production / Ай Ди Продакшн / OKKO / Planeta Inform / Versus Pictures

Через несколько лет Илья Найшуллер снял в США боевик «Никто» с Бобом Оденкерком – картина крайне понравилась и западным критикам, и зрителям. Сейчас он работает над проектом, в котором задействованы Идрис Эльба, Приянка Чопра Джонас, Джон Сина и еще ряд голливудских звезд.

Параллельно Найшуллер продолжает заниматься и российским кино: почти год назад его продюсерская компания выпустила остроумную комедию «Молодой человек». Cейчас настало время «Кентавра», который визуально продолжает традицию западных арт-боевиков вроде «Драйва», а сюжетно вдохновлен в первую очередь «Таксистом» Мартина Скорсезе.

"В поисках снежного барса": документальный фильм о том, как мы потеряли связь с природой

Помимо неоновых огней, которые так любит тот же автор «Драйва» Николас Виндинг Рефн, и здорово поставленных экшен-сцен, «Кентавр» может похвастаться увлекательной историей, пропитанной психологизмом и саспенсом. И это, пожалуй, самое ценное: отнюдь не каждый даже хороший боевик или триллер таков.

Юра Борисов изображает таксиста Сашу, предпочитающего работать по ночам. И пробок нет, и люди уже не суетятся, не притворяются – открывают свою истинную сущность. Саше нравится вести разговоры с пассажирами и раскрывать их тайны. В мужчине с чемоданом, который едет домой, он сразу опознает изменщика. Несчастный так измучился, что уже мечтает о том, чтобы жена его застукала – но раскрывает его только Саша.

Кажется, в этом городе всем на всех по большому счету плевать: вместо любви царят равнодушие и смертельная усталость. А еще социальная несправедливость. В то время, как отец завещал Саше пахать, чтобы выжить, очередной его клиент, явно богатый папенькин или маменькин сынок (Григорий Верник, в котором не возможно не узнать черты отца Игоря Верника) одаривает его пятитысячной купюрой, чтобы тот быстрее тронулся.

"Копенгагена не существует": эстетская детективная мелодрама о герметичных взаимоотношениях

В какой-то момент в машину Саши заходит она – блондинка в красном платье Лиза (Анастасия Талызина из «Владивостока»). Возможно, та самая роковая женщина из фильмов нуар, к которым в принципе стилистически близок «Кентавр» с его атмосферой мрачности и безысходности. Лизе становится стыдно, когда она осознает, что невежливо общалась с человеком с инвалидностью (у Саши, как выясняется, больные ноги, он еле ходит). И она просит его стать ее водителем на всю ночь.

Саша догадывается, что девушка работает в эскорте (потом Лиза пояснит, что эскорт не равен проституции). В процессе поездки между героями налаживается контакт, ведь, вообще-то, между ними много общего. Оба вынуждены отдавать семьдесят процентов выручки, оба одиноки и никому не нужны, оба занимаются нелюбимым делом, чтобы выжить. Как справедливо замечает Лиза, чтобы искать «нормальную работу», тоже нужны деньги. Они изгои, или, по словам Саши, «планктон, который, если сожрут, все равно не заметят, потому что даже не знают, что он существует».

«Кентавр» потенциально мог бы стать романтической драмой, но перед нами несколько другая история. Кто-то жестоко убивает коллег Лизы. Может быть, это Саша? Иногда он ведет себя весьма подозрительно.

Образ мифологического кентавра двойственен. В нем человеческое начало соединено с животным, а божественное с дьявольским (на таком противопоставлении, например, построено стихотворение Андрея Белого «Кентавр»). Кентавры в разное время ассоциировались то с варварством, то с благостным единением с природой и с мудростью. Картина Кирилла Кемница обыгрывает эту двойственность.

"Мое преступление": Франсуа Озон снял ретро-комедию с двойным дном

«Кентавр» Саша может оказаться как злодеем, так и спасителем, и напряжение, подпитываемое этой интригой, почти физически ощущается большую часть экранного времени. Благодарить за это стоит не только режиссера и сценариста (Михаил Зубко, написавший «Мосгаз»), но и Юру Борисова. Да, актер постоянно появляется на экране в образе людей неоднозначных и одновременно чрезвычайно обаятельных, но наблюдать за ним каждый раз – истинное удовольствие.

Все же неспроста пару лет назад фильмы с участием Юры Борисова попали буквально на все топовые мировые кинофестивали: в нем определенно есть невероятный магнетизм. Что немаловажно, между Борисовым и талантливой молодой актрисой Анастасией Талызиной на экране очевидна актерская химия.

В общем, хотя к «Кентавру» и можно предъявить некоторые претензии, делать это всерьез не хочется. У картины есть главное: от нее невозможно оторваться с начала и до самого адреналинового кровавого финала. И это при том, что большая часть действия разворачивается в машине или недалеко от нее.

Самое читаемое
Exit mobile version