Луис Уэйн родился в 1860 году в Лондоне и прожил достаточно долгую жизнь, которая прервалась в 1939 году. Человек с «чудинкой», он увлекался множеством вещей – от написания опер до изобретательства, – но прославился благодаря своему художественному таланту и психологическому чутью. Как намекают в ленте, если бы не Уэйн, возможно, люди бы еще долго считали странностью желание завести кошку не ради ловли мышей, а для радости – то есть еще долго бы не приравнивали котов к членам семьи. В разных культурах и в разное время кошки ассоциировались то с божественным, то с дьявольским, но Уэйн положил начало новой эпохе – эпохе вызываемого котами сладостного чувства «мимими».
Уэйн реальный в двадцать лет потерял отца (конечно, Камбербэтчу двадцать не дашь, но не будем придираться) и был вынужден обеспечивать свою огромную семью – мать и пятерых сестер. Луис рисовал сценки из деревенской жизни, то есть преимущественно разных животных, для газеты Illustrated London News, благодаря чему семья могла существовать, хоть и не без долгов.
Впрочем, приносил Уэйн родственникам отнюдь не только пользу. Он влюбился в гувернантку сестер Эмили Ричардсон, которую в фильме сыграла Клэр Фой, известная больше всего по роли Елизаветы II в первых двух сезонах «Короны». Уэйн женился на женщине, принадлежавшей к другому социальному слою, чем вызвал большое недовольство семьи. Когда еще и выяснилось, что одна из сестер страдает неким психическим заболеванием, стало окончательно понятно, что дурная репутация семьи не позволит найти женихов для девушек Уэйн. Жестокие законы викторианской Англии.
Социальные нормы и правила со временем меняются, в отличие от универсальных законов жизни. У жены Луиса Эмили вскоре после свадьбы обнаружили неизлечимый рак груди. Не сломаться в такой ситуации Эмили и Луису помогла не только любовь друг к другу, но и любовь к подобранному на улице котенку Питеру (в фильме об этом не сообщают, но вообще-то назван он был в честь Петра I). Питер не будет давать Луису скатиться в бездну отчаяния и после смерти прожившей совсем недолго жены. Более того: пушистый друг, который был многократно запечатлен Уэйном на бумаге еще при Эмили, вдохновит его стать бытописателем именно кошачьих жизней. Впереди у Луиса национальная известность и тысячи рисунков четырехлапых. А еще, к сожалению, прогрессирующая психическая болезнь и полная неспособность монетизировать свою популярность: Уэйну не принадлежали права на тиражирование части собственных его произведений, потому что его мысли пребывали в каких-то других сферах.
"Криптополис": анимация для взрослых о зоопарке с фантастическими тварями
…Написание этого текста прервала кошка, которая пришла попросить ее почесать, а потом устроилась спать с таким блаженным видом, что работать стало затруднительно. Кошки, как и многие другие животные, вообще способны полностью перетянуть на себя человеческое внимание – будто бы поэтому в кадре фильма Уилла Шарпа их не так и много. То есть немало, но хотелось бы побольше.
В действительности дело, конечно, в том, что снимались в картине настоящие животные – они не «нарисованы на компьютере», – и оттого работа с ними была нелегка: это вам не смотрящие в рот человеку собаки, это независимые и своевольные товарищи. Страдали кинематографисты не зря: то, что животные реальные, заметно, и это определенно добавляет картине очарования. Причем кошки в фильме периодически разговаривают: их реплики снабжены субтитрами. А что, вы никогда не разговаривали со своей кошкой? Уже и специальные приложения есть, которые расшифруют все разнообразные эмоции и желания любимого питомца.
Но это все лирические отступления, а что же сам фильм? Как и обещали создатели, байопик получился не самым стандартным. Нет, никакого радикализма в нем нет, это весьма уютное, несмотря на меланхоличность, а порой и трагичность, кино, которое способно согреть душу в период хмурого межсезонья. Особенность его в том, что авторы в некоторых сценах будто воспроизводят взгляд на мир своего героя. Этим фильм напоминает картину Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности» (к тому же герои обеих лент больны ментально), в которой, впрочем, этот прием использовали на протяжении почти всего хронометража. В «Кошачьих мирах Луиса Уэйна» его используют, скорее, как виньетку, яркое украшение повествования. То вдруг и без того открыточный пейзаж словно превращается в рисованную картинку, то у пассажиров поезда вырастают котовьи головы, то мы видим материализованное электричество – в представлении Уэйна, загадочную субстанцию, непосредственно влияющую на существование людей. При этом, несмотря на близкие к фантастическим эпизоды, лента Уилла Шарпа укоренена в реальность: она очень тактильная, очень чувственная в изображении того самого «электричества» – любви как чувства возвышенного и трагического.
Правда, когда земная любовь подходит к концу, оставаясь лишь в виде бессмертных воспоминаний (Уэйн уверен, что они, как и грезы, тождественны самой жизни), ритм картины начинает несколько проседать. Можно предъявить и другого рода претензию: авторы очень мало рассказывают об особенностях творчества Уэйна, хотя и показывают его работы. В итоге может показаться, что выдающимся художником он не был, – и так воспринимать фильм даже интереснее. Невеликое искусство, которое так раздражает снобов, имеет не менее важную функцию: несет людям радость в сложные времена. Как и, например, поп-музыка, котики Луиса Уэйна повышают многим настроение – не прекрасно ли это? К тому же Уэйн, как мы уже упоминали, по версии авторов ленты, в некотором роде подарил нам котов как друзей.
И в то же время Уилл Шарп и его соавторы оставляют без подробного комментария важную характеристику работ Уэйна. Увидев общность характеров человека и кота, Уэйн стал рисовать абсолютно очеловеченных котов, которые ходят на задних лапах, носят одежду и занимаются самыми разными людскими делами. Работы Уэйна на самом деле были не просто милыми рисунками, зачастую они оказывались карикатурами, сатирой на английское общество. Высокопарно выражаясь, Луис Уэйн был не только поэтом в широком смысле слова, но и гражданином.