«Легенда о волках» – идеальное зрелище для конца тяжелого года: это невероятно красивая, поэтичная, сделанная с большим вкусом и изобретательностью лента для человека любого возраста, погружающая в красочные волшебные миры ирландских преданий. И в то же время рассуждение на актуальные социальные и политические темы, а также экскурс в ирландскую историю XVII века. Иными словами, можно и сбежать от суровой реальности, и, наоборот, погрузиться в ее исследование.
Действие «Легенды о волках» (в оригинале – труднопереводимое WolfWalkers) разворачивается в XVII веке в Килкенни, родном городе Томма Мура и его независимой студии Cartoon Saloon. Туда из Англии приезжает вдовец-охотник Билл с дочерью-подростком Робин. Сам лорд-протектор, под которым подразумевается Оливер Кромвель, приказал охотнику истребить всех волков, обитающих в лесу за городской стеной: они нападают на овец, а иногда и на людей. Детям за стену нельзя, но Робин невыносимо скучно сидеть дома и заниматься хозяйством, поэтому она, с арбалетом и любимым соколом, все-таки втайне следует за отцом. Заканчивается все самым неожиданным образом: выясняется, что в лесу обитают не только обычные волки, но и волки-оборотни – мать и дочь. Днем они живут в человеческом обличье, а во сне их звериная ипостась отделяется от спящего тела и отправляется на поиски приключений. Робин сначала не поладит со своей ровесницей Мейв, но вскоре они обнаружат друг в друге родственные души. Беда в том, что лорд-протектор, как выяснит Робин, схватил мать Мейв в ее волчьем обличье, в то время как ее человеческое тело спит спокойным сном в лесной чаще.
В отличие от среднестатистической современной голливудской анимации, в которой нередко ударная завязка продолжается скучными схематичными приключениями героев, пытающимися одолеть очередного злодея, «Легенда о волках» захватывает чем дальше, тем больше, обретая к финалу совсем уже запредельную мощь. В этом фильме переживания героев подлинные, а события явно могут принять любой, даже самый трагический оборот, поэтому к происходящему по-настоящему эмоционально подключаешься. Еще одно чувство, не покидающее во время просмотра, восторг – от визуального совершенства каждого кадра. Все-таки как бы ни был хорош Pixar, в рисованной анимации, как правило, больше красоты и души. Лесные акварельно-импрессионистические пейзажи напоминают о французских мультфильмах вроде «Эрнеста и Селестины» : хочется, чтобы такого кино было как можно больше.
Различия между закованным в кандалы правил и ограничений городом и свободным лесом подчеркиваются на визуальном уровне. В городских сценах Мур, Стюарт и художник-постановщик ленты Мария Парейя делают изображение максимально симметричным (вспоминается режиссер-перфекционист Уэс Андерсон), акцентируя таким образом городскую строгость. В лесных сценах симметрия нередко нарушается, они более растрепанные (как волосы Мейв), полетные, объемные.
Конечно, «Легенда о волках» – это не в последнюю очередь хорошо знакомая история о внедрении цивилизации в дикий мир, человека – в природу. Тут вспоминается и какой-нибудь «Аватар», и работы Хаяо Миядзаки, с которым почетным и вполне заслуженным для Томма Мура образом его часто сравнивают.
В то же время «Легенда о волках» рассказывает о драматических взаимоотношениях Англии и Ирландии. Кромвель в картине – абсолютное зло (ирландцы до сих пор вспоминают о нем с содроганием). Он использует всегда работающий политический инструмент: чтобы отвлечь народ от жестоких методов управления, переключает внимание жителей Килкенни на образ врага, в данном случае волков. В то же время стремление лорда-протектора истребить хищников и укротить этот «дикий край» – не метафора ли это кровавого завоевания Кромвелем Ирландии, во время которого была уничтожена, по некоторым данным, чуть ли не половина населения страны? Томм Мур, подобно Квентину Тарантино в «Однажды в Голливуде», правда, слегка переписывают историю, и силой искусства пытается отомстить лорду-протектору.
Помимо исторического подтекста, в «Легенде о волках» есть и современный – феминистский. Робин постоянно пытаются загнать на кухню, заставить делать «женские дела», но для нее все это отвратительно, неинтересно и унизительно. Дружба с Мейв позволяет ей вести такой образ жизни, о котором она всегда мечтала, окончательно принять свою собственную природу, утвердить новую оптику. Робин оказывается более смелой, чем ее отец, чьи поступки долгое время продиктованы страхом. И он, при всей любви к дочери, конечно, не хочет слушать ее, маленькую девочку (в фильме есть замечательная сцена: Робин разыгрывает воображаемый, уважительный по отношению к ней разговор с отцом, но в реальности отец быстро ее затыкает). Девочки в «Легенде о волках» вообще более психологически зрелы и осознанны, чем взрослые, и это здорово. Ведь кто, если не они, своим примером покажут родителям, какую жизнь они смогут вести, если отринут свои тревоги и заблуждения. В леса, в леса!