Pixar научились в нужных пропорциях смешивать детское и взрослое, простое и сложное, массовое и авторское, забавное и печальное. Они поднимают темы, многие из которых, казалось бы, совсем не подходят для семейных мультфильмов. Выбирают необычных персонажей (чего стоят только эмоции из гениальной «Головоломки») и самые нестандартные места действия (например, мир, где бестелесные духи обретают свое будущее жизненное предназначение). Их «Душа» была в лучших традициях студии сложным философским произведением о жизни и смерти, призвании, творчестве и джазе.
«Лука» – лента попроще. Впрочем, в этом и заключается ее несомненное очарование: это просто идеальный летний фильм для всех тревожных горожан, измученных стрессом последних полутора лет. Если нельзя поехать в Италию, то можно хотя бы оказаться на нарисованном солнечном Лигурийском побережье. Это уж точно лучше, чем ничего: как минимум атмосферу этих мест непременно удастся почувствовать.
Подросток Лука (в оригинале его озвучивает юная звезда Джейкоб Трембле) живет обычной жизнью: с неохотой помогает требовательным, но добрым в душе родителям, слушает рассказы бабушки о ее веселой молодости, мечтает о приключениях, но не может себе их позволить – он хороший мальчик. Одно но: Лука не человек, а морское «чудовище» с зеленой чешуей и синими плавниками – о таких ходят легенды на суше. Чудищ, как известно, полагается истреблять, так что, если Лука вдруг попадется на глаза людям, ему несдобровать.
"Круэлла": фильм о том, какие качества могут привести к успеху в бизнесе
Однажды парень знакомится с тинейджером по имени Альберто (Джек Дилан Грейзер из «Оно» и сериала «Мы те, кто мы есть»). Выясняется, что большую часть времени Альберто живет в доме на дереве на суше: обитатели моря, оказываясь на земле, тут же обретают внешность обычных людей. Под водой развлечений гораздо меньше, довольно быстро понимает Лука и начинает проводить много времени вместе с Альберто, чей отец давно в отъезде. Когда родители Луки узнают о его опасном хобби, то решают насильно отправить его погостить к дяде, обитателю самых темных морских глубин. Лука и Альберто вынуждены сбежать из предместья в город, где никогда раньше не бывали. Там можно не только спрятаться, но и, как они считают, раздобыть лучшее изобретение человечества – мотороллер «Веспа». Правда, для этого придется объединиться с новой знакомой, девочкой Джулией, и принять участие в соревнованиях по плаванию, поеданию пасты и катанию на велосипеде. А также не выдать свою истинную сущность: малейший контакт с водой, и внешность героев перестает быть человеческой.
Режиссер «Луки» Энрико Касароса – дебютант в полнометражном кино, но его короткометражная «Луна» десять лет назад номинировалась на «Оскар». Касароса родился в Генуе, и оттого изображенный в «Луке» выдуманный городок на Лигурийском побережье Италии, напоминающий что-то вроде Чинкве-Терре, выглядит очень узнаваемым, аутентичным. Да, отчасти Касароса передает туристическое, идеализированное и упрощенное представление об Италии, но в нем все равно много правды и очень много красоты. Оранжевые стены домов, черепичные крыши, зеленые ставни, булыжные мостовые, мотороллеры, коты, мороженое, паста, солнце, море и общая атмосфера счастья. Глоток свободы и радости для тех, кому все это доступно сейчас лишь на экране!
"Тихое место 2": фильм о любви, который маскируется под хоррор
Впрочем, и в этом рае на Земле есть проблемы: например, накопить на ту же Vespa никому не удается, а в соревнованиях каждый год побеждает не самый сильный и трудолюбивый, а самый наглый и, вероятно, блатной. Конечно, «Лука» – не недавний «Пиноккио» Маттео Гарроне, в котором печальная социальная ситуация в Италии показана крайне выразительно, но намеки на это есть. При этом Лука и Пиноккио как персонажи друг другу противопоставлены: первый, в отличие от последнего, хочет учиться, потому что ему интересно, как устроен мир, который он стал для себя открывать.
Главный посыл «Луки» считывается быстрее и легче, чем смыслы более сложноустроенных работ Pixar. И тем не менее это не самый очевидный посыл мультфильма. «Лука» посвящен, конечно же, толерантности и принятию тех, кто не похож на тебя. Страх перед другим, как правило, основан на незнании: мы боимся всего неизвестного, а оттого непонятного. Простое знакомство и осознание того, что, несмотря на все формальные различия, на самом деле мы все не так уж друг от друга отличаемся, убивает у адекватных людей всю враждебность. А с неадекватными и общаться смысла нет – современный мир против абьюза. Еще более любопытно, что картина Энрико Касароса демонстрирует, как пример более смелого молодого поколения может повлиять и на поколение старшее: обратите внимание на двух старушек-подружек с мороженым в руках, они сыграют свою важную роль.
Есть в «Луке» и заход на еще более сложную территорию: одного из героев бросил отец, и это неожиданное решение для Disney с их семейными ценностями. Но все большее значение в современной реальности и современной культуре обретает семья не кровная, а выбранная самостоятельно. Взаимопомощь, любовь и интерес друг к другу сегодня важнее генетической связи. Ну и, конечно, «Лука» – фильм о настоящей дружбе и о взрослении: осознании того, что ваши интересы и ваши пути в какой-то момент могут разойтись, но истинному товариществу это не помешает.