Профиль

"Майор Гром: Чумной доктор": лихой комикс с двойственным месседжем

Фильм Олега Трофима «Майор Гром: Чумной доктор» – первая в истории экранизация российского комикса, которую с нетерпением ждали поклонники одноименной серии издательства Bubble Comics и просто любопытствующие. Впрочем, судя по кассовым сборам, желающих увидеть картину на большом экране оказалось, тем не менее, немного: фильм заработал около 105 млн рублей за первый уикенд. При всем при том картина получилась крайне эффектной, но ее месседж вызывает много вопросов.

©Bubble Studio

Харизматичный Тихон Жизневский из «Огня» и «Топей», которого мы теперь явно будем регулярно видеть в разных проектах, изображает питерского майора Игоря Грома. Он противопоставлен большинству местных полицейских: во-первых, не носит форму, предпочитая ей джинсы, кожаную куртку и кепку, во-вторых, принципиально игнорирует бумажную бюрократическую работу, в-третьих, не соблюдает устав, активно применяя насилие, если посчитает нужным. Ну и, конечно, в отличие от подавляющего большинства коллег, он действительно успешно ловит опасных преступников – остальные равнодушны к своим обязанностям.

Правда, в начале фильма в Главном управлении полиции, расположенном в умопомрачительно красивом дворце, появляется наивный новичок Дима Дубин (Александр Сетейкин), который тоже рвется работать, а не имитировать деятельность. Да и начальник Игоря в исполнении Алексея Маклакова разделяет его идеалы, хоть и журит за методы – он был товарищем ныне покойного отца Грома, а теперь стал старшим другом Игоря. Также в числе центральных действующих лиц предприимчивая дерзкая блогерша Юля Пчелкина (Любовь Аксенова), которая знакомится с Игорем весьма нетривиальным способом, и миллионер, филантроп и бывший детдомовец Сергей Разумовский (Сергей Горошко).

Последний создал не подвластную цензуре и не выдающую никому данные своих пользователей соцсеть Vmeste. Именно ею для освещения своих преступлений и пользуется то ли современный Робин Гуд, то ли опасный маньяк Чумной Доктор в средневековой маске и супергеройском костюме. Этот Бэтмен с душой Джокера (из фильма Тодда Филиппса) вершит справедливость в прогнившем от коррупции, алчности и цинизма богачей городе, жестоко убивая тех, кто особенно провинился. Сына миллионера, сбившего насмерть девочку и оправданного судом, владелицу банка, обворовывавшую вкладчиков, собственника травящей людей свалки. У мстителя в маске быстро появляются подражатели. Поймать Чумного доктора – теперь главная цель майора Грома.

"Розовое облако": фантазия о локдауне, затянувшемся на годы

«Майор Гром» снят лихо и захватывающе, первые полчаса прямо-таки не веришь собственным глазам: повод гордиться массовым отечественным кинематографом появляется не так уж часто, но в данном случае он определенно есть. Изобретательный экшен, бодрый монтаж, разные варианты развития событий, которые прокручивает в голове Гром, узнаваемый и в то же время полуфантазийный живописный Санкт-Петербург, полыхающие улицы, брутальный Гром, решительная и независимая расследовательница Юля Пчелкина с красными волосами. Визуально и энергетически картина не уступает многим голливудским жанровым собратьям.

Еще больше удивляет, что поначалу фильм кажется поразительно по нынешним временам смелым для массового российского кино. Да что там для массового: даже в кино авторском лишь единицы высказываются на острые, больные социально-политические темы. И тут приходят герои комиксов и прямым текстом ставят диагноз стране. Радикально? Очень.

Но довольно быстро обнаруживаются проблемы. Оказывается, что трактовать фильм можно и противоположным образом. Именно подсвечивающий язвы общества Чумной Доктор, а не майор Гром в первой трети картины выглядит супергероем, но со временем он начинает вести себя все более дико, убивает не только негодяев, но и их родственников. Все переворачивается, оппозиционность приравнивается к злодейству. На самом деле за аналогичный месседж критиковали еще сам комикс, который начал выходить в 2012 году. В связи с этим важно упомянуть, что создавший издательский дом Bubble Comics и придумавший «Майора Грома» Артем Габрелянов – сын медиаменеджера Арама Габрелянова. В комиксах, кстати, Чумной Доктор и вовсе оставлял на месте преступлений белую ленту. В фильме от таких прямых намеков все же ушли – персонаж напоминает скорее дьявольскую версию Павла Дурова, – но основной посыл не изменился.

"Снега больше не будет": польская фантасмагория об украинском массажисте

Смущает и то, что положительный Игорь Гром, регулярно пускающий в ход кулаки ради благих целей – словно живое оправдание полицейскому насилию. Он ведь никого не убивает? Это убивать нехорошо – такую нехитрую мораль проговаривает в фильме один из персонажей. А просто поколотить, видимо, нормально, как иначе справляться с подонками? К тому же майор Гром постоянно обращается за помощью к мелким бандитам, и в этом авторы тоже не видят ничего страшного, находят это даже забавным, почти милым. А как относиться к артикулированной в ленте идее о том, что неподцензурные соцсети, неподвластные спецслужбам, опасны, потому что распаляют радикальные настроения? При этом утопический финал сообщает, что именно общественный резонанс приведет страну к необходимой судебной реформе. Сплошные логические неувязки.

Авторы, правда, утверждают, что никаких политических смыслов в картину не вкладывали и ничью сторону не занимали. Приложив определенные усилия, можно и таким образом начать воспринимать «Майора Грома». В конце концов, образ коррумпированного, враждебного по отношению к обычным людям города характерен для комиксов. В этом смысле Санкт-Петербург здесь – тот же Готэм-сити из «Бэтмена» или Бэйсин-сити из «Города грехов» Фрэнка Миллера: мегаполис с типичными проблемами.

Комиксную природу фильма подчеркивает «игрушечность» некоторых персонажей: например, многие отрицательные герои шаржированы, неестественны. Возможно, впрочем, ненамеренно: просто актеры перестарались. Но все-таки, несмотря на это, лента наполнена очень узнаваемыми реалиями и анализировать ее, не оглядываясь на нашу действительность, крайне сложно.

Самое читаемое
Exit mobile version