– Мария, ММКФ проходит в этом году в 46-й раз...
– Да, но он мог бы быть и 89-м, ведь дебютировал фестиваль в 1935 году! То есть он младше Венецианского – старейшего в мире – всего на три года. Первый смотр был без преувеличения грандиозным событием в истории мирового кино: в кресло председателя жюри сел великий Сергей Эйзенштейн, а в число лауреатов попали Уолт Дисней и Чарльз Лоутон. Победителем же был назван «Чапаев» братьев Васильевых, который открывал конкурсные показы.
– Московский фестиваль с самого начала был международным?
– Да, он изначально ставил перед собой цель объединять кинематографистов разных стран, помогая творческим людям ориентироваться на болевые точки времени и отслеживать ведущие тенденции мирового кино. Он всегда был серьезной движущей силой, помогающей мировой киноиндустрии идти вперед. Но после 1935 года фестиваль долго не проводился. Надвигалась Вторая мировая война, полноценный международный киносмотр в такой ситуации был невозможен. Потом война, разруха послевоенных лет... Возродился фестиваль только в 1959 году. И сразу ММКФ взлетел на прежнюю высоту: его гостями становились все звезды мира! Элизабет Тейлор, Фрэнсис Форд Коппола, Джина Лоллобриджида, Роберт Де Ниро, Софи Лорен, Квентин Тарантино, Шарлиз Терон, Брэд Питт и многие, многие другие. Лауреатами ММКФ в разные годы становились Акира Куросава, Анджей Вайда, Сергей Герасимов, Сергей Бондарчук, Канэто Синдо, Григорий Чухрай, Иштван Сабо, Станислав Ростоцкий, Георгий Данелия, Глеб Панфилов, Элем Климов, Стэнли Крамер и, конечно же, Федерико Феллини...
– Я слышал, с Феллини на ММКФ связана какая-то необычная история...
– В 1963 году на 3-й ММКФ он привез чуть ли не лучший свой фильм – «Восемь с половиной». Жюри под председательством Григория Чухрая было готово единогласно присудить ему Гран-при. Но в кулуарах разгорелся скандал: Никита Хрущев, смотревший картину на премьере, почти сразу заснул – после чего Чухраю прозрачно намекнули, что заветную статуэтку лучше отдать советской производственной драме. Не только по причине задремавшего генсека партии, но и по жестким идеологическим соображениям. Ведь «Восемь с половиной» – это отказ от канонов реализма. Но ММКФ всегда был независимым смотром, поэтому Чухрай рискнул не последовать высоким «рекомендациям», и победителем все же был объявлен Федерико Феллини. Позднее, справедливости ради надо отметить, Никита Сергеевич скажет, что Чухрай совершил «удивительный поступок, требовавший огромного мужества». Феллини знал об этих «подковерных интригах», но не обиделся: в 1987 году он приехал на ММКФ снова – с картиной «Интервью» – и опять получил Гран-при.
– В чем секрет постоянного успеха ММКФ?
– В том, что он не только сохраняет традиции, но и развивается, предлагает новые стимулы творческим людям, ищет и фиксирует новые стили и тренды. Когда в 1999 году президентом фестиваля стал Никита Михалков, он учредил актерскую премию имени Станиславского «Верю». Ее лауреатами становились Ален Делон, Джек Николсон, Фанни Ардан, Мерил Стрип, Хелен Миррен и другие знаковые персоны мирового кино. А два года назад к уже привычным конкурсным программам (международный конкурс, конкурсы документального кино и короткого метра) добавилась еще одна – «Русские премьеры». В ней за Серебряного Георгия борются отечественные картины – лучшие среди авторского кино и арт-мейнстрима. При этом традиционно огромный успех у зрителей имеют внеконкурсные программы, список которых пополняется каждый год! В этот раз среди «новичков» особенно интригуют фильмы выпускников ВГИКа разных лет: «Черно-белый мир», «Путь в тысячу ли», «Арт-кор» и особенно «Экранные войны. Эпизод первый. Движение. Новая надежда». И конечно, нельзя пропустить смелую и провокационную программу «Дикие ночи»: в нее, как и в прошлые годы, попадают самые актуальные хорроры со всех концов света.
– Насколько интересен фестиваль массовому зрителю?
– ММКФ давно стал мостом между авторским и зрительским кино. Фестиваль максимально демократичен: это не вечеринка «для своих». И это второй секрет его популярности. Если у вас складываются непростые отношения с авторскими фильмами, добро пожаловать на зрелищные хиты. На ММКФ показывали третью часть «Трансформеров» Майкла Бэя, «Мстителей: Финал» братьев Руссо, роскошный индийский блокбастер «Бахубали» и т. д. 46-й ММКФ исключением не будет: фильмом закрытия станет эффектный экшен Олега Трофима «Майор Гром: Игра». Наконец, Московский международный кинофестиваль – это всегда праздник. В советские времена фильмы показывались по всей столице: даже на стадионе в Лужниках и в Государственном Кремлевском дворце. Зрители, приезжавшие со всей страны, выстраивались в километровые очереди за билетами – и покупали абонементы сразу на десятки сеансов. Да, отчасти это можно объяснить нехваткой контента и железным занавесом, который на время фестиваля как бы приоткрывался, но попробуйте «прорваться» на любую из нынешних крупных премьер ММКФ – и вы поймете, что купить билеты по-прежнему не так-то легко!
– Если не ошибаюсь, журнал «КиноРепортер» не просто гость на этом празднике...
– Да, в 2012 году мы стали частью этого грандиозного события, чем я невероятно горжусь. Журнал «КиноРепортер» учредил премию «Аванс», которая проходит в рамках ММКФ: мы вручаем ее молодым и перспективным актерам, которые, как нам кажется, имеют потенциал стать мегазвездами нашего кино. Я знаю, что такая поддержка важна: когда в твоей копилке всего две-три яркие роли, тебе может показаться, что твой успех случаен, и ты начинаешь сомневаться в своих силах. Наша премия – знак того, что молодой актер принят в ряды ведущих профессионалов и что впереди у него интереснейшая творческая дорога.
– А кто получит премию в этом году? Секрет не раскроете?
– Не раскрою! Но о том, насколько точно мы выбираем наших лауреатов, вы можете судить по именам обладателей премии «Аванс» прежних лет. А ими становились Дарья Мельникова, Юлия Александрова, Милош Бикович, Ирина Старшенбаум, Аглая Тарасова, Роман Курцын, Ангелина Стречина, Тихон Жизневский, Елизавета Ищенко и многие другие. Все они благодарны нам за символическую «путевку в жизнь», а мы говорим им спасибо за их талант! И конечно, продолжением церемонии вручения премии стал наш уже традиционный «Белый прием», который тоже проходит в рамках ММКФ.
– Что ждать зрителям от фестиваля в этом году?
– Как всегда – хороших фильмов. Их будет немало – 260! Участники приедут из 55 стран, а значит, интерес к московскому смотру в мировой киноиндустрии не спадает.
– Даже в условиях санкций?
– Именно! Несмотря на непростую политическую ситуацию, ММКФ остается на гребне волны: он открывает новые имена и расширяет географию. Вы увидите фильмы из Катара, Бангладеш, Марокко и Парагвая – то есть из стран, где кино только зарождается. Они будут соперничать с картинами из России, Франции, Германии, Китая, США, Ирана, Турции, Индии, Японии и других стран. Такой охват участников подтверждает значимость ММКФ, сопоставимую с фестивалями «большой тройки»: Каннским, Венецианским и Берлинским. И он будет расти и развиваться дальше – это не прогноз, а абсолютная уверенность!