– Мария, когда в 2022 году с российского кинорынка ушла продукция «Большого Голливуда», многие восприняли это как катастрофу. Как вам кажется, сегодня, год спустя, удалось нашему кинематографу заполнить репертуарную пропасть?
– Вы правы, отказ крупных голливудских мейджоров сотрудничать с Россией стал шоком для отечественной киноиндустрии: и кинопоказчиков, и кинодистрибьюторов, и производителей киноконтента. Дело ведь не только в репертуарных потерях: из-за санкций с нами отказались работать зарубежные поставщики оборудования для съемок и кинотеатров. Поэтому прогнозы на будущее в тот момент были не самые утешительные: эксперты опасались, что около 70% кинотеатров закроются из-за нехватки релизов и из-за отсутствия зрителей.
– К счастью, эти прогнозы не оправдались...
– Да, несмотря на то, что положение российских кинотеатров остается сложным, нашим кинематографистам удалось не только удержать зрительский интерес, но и вывести его на новый уровень. Если весной и летом 2022-го залы стояли практически пустыми (часть зрителей обходила их стороной, считая, что после исчезновения голливудских блокбастеров смотреть стало нечего), то потом кривая посещаемости поползла вверх. Более того: кассовые сборы в 2023 году перешагнули за 38 млрд рублей, что на 67% превышает сборы предыдущего года. Это значит, что зрительский скептицизм удалось преодолеть: российская киноиндустрия на деле доказала, что ей есть что предложить своей аудитории.
– Но ведь за любыми цифрами стоят вполне конкретные релизы. Какие бы выделили лично вы?
– Ведущие релизы мы отметили премией нашего журнала «Событие года». Однако начать хочется с «Чебурашки»: проект кинокомпании Yellow, Black & White стал отличным камертоном всего года. Фильм, с одной стороны, поставил рекорд по сборам, собрав в прокате более 7 млрд рублей (опередив своего ближайшего «соперника», «Холопа», больше чем вдвое), а с другой – вывел на новый виток интерес к многобюджетному семейному кино, которое в дальнейшем вполне может стать палочкой-выручалочкой для отечественного проката. Собственно, тенденция видна и по заявленным релизам на 2024 год, и по питчингам проектов. Еще один показательный пример – «Бременские музыканты» Алексея Нужного, премьеру которых я только что посмотрела.
– Злые языки утверждали, что сборы «Чебурашки» объясняются новогодними каникулами и отсутствием в кинотеатрах других релизов...
– Фильм Дмитрия Дьяченко продержался в широком прокате гораздо дольше новогодних каникул: его с удовольствием смотрели и весной. Так что дата проката в данном случае не является определяющей, хотя она, конечно, работала на пользу проекту, а не против него. Кстати, российское кино доказало, что оно способно демонстрировать отличные сборы не только в праздники: прекрасный фильм «По щучьему велению» Александра Войтинского от кинокомпании СТВ вышел осенью – и собрал более 2 млрд рублей. Еще несколько лет назад такие цифры были доступны исключительно зарубежным релизам.
Примерно такую же сумму (чуть более 2 млрд) собрал наш отечественный блокбастер «Вызов», покоривший не только нашу аудиторию, но и космос (думаю, не надо объяснять, что именно я имею в виду). Кстати, на ежегодной премии «Событие года» «Вызов» победил в номинации «Лучший проект».
Из других фильмов давайте вспомним «Повелителя ветра» Игоря Волошина, «Праведника» Сергея Урсуляка, «Нюрнберг» Николая Лебедева и т. д.
Неплохо себя чувствует в наших кинотеатрах и кино малобюджетное: к примеру, семейная сказка «Баба Яга спасает мир» Карена Захарова при бюджете в 150 млн рублей собрала в прокате более 600 млн. Прекрасные цифры!
Что же касается крупных зарубежных релизов – не нужно думать, что они полностью исчезли из отечественных кинотеатров: стартовавший в конце марта «Джон Уик 4» Чада Стахелски собрал у нас более 800 млн, а новый фильм Майкла Манна «Феррари» с Адамом Драйвером и Пенелопой Крус, прокат которого начинается буквально на днях, по предварительным прогнозам, может собрать более 600 млн. «Феррари», кстати, – фильм-участник Венецианского фестиваля, а это значит, что наши кинопрокатчики продолжают держать руку на пульсе зарубежного кинематографа.
– Мария, по поводу фестивалей: как бы вы охарактеризовали отечественную фестивальную жизнь?
– Здесь нам точно не на что жаловаться. Меня радует тот факт, что наш флагманский киносмотр – ММКФ, проводившийся в этом году в 45-й раз, – собрал кинематографистов из более чем 70 стран. И это в условиях жестких санкций! Национальные фестивали тоже активно развиваются: калининградский «Короче», раньше специализировавшийся на короткометражных фильмах, ввел в конкурс полнометражную программу; в Геленджике стартовал фестиваль актуального авторского кино «Маяк» с отличной программой, продолжают быть в центре внимания такие киносмотры, как фестиваль сериалов «Пилот» (Иваново), Открытый фестиваль авторского кино «Зимний» (Москва), «Окно в Европу» (Выборг), фестиваль нового российского кино Горький fest (Нижний Новгород) и многие-многие другие. Ситуация сегодня развивается так, что скоро в каждом крупном городе будет как минимум по одному фестивалю. И я не вижу в этом ничего плохого!
– Мария, современная отечественная киноиндустрия – это не только кинопрокат. Важной частью нашего кинорынка стали онлайн-платформы. Как обстоят дела с ними?
– Они совершили гигантский скачок вперед, в том числе и за счет просмотров отечественного контента. К примеру, одним из самых динамично развивающихся онлайн-кинотеатров стал KION: количество его подписчиков перешагнуло за 7,6 млн, при этом большинство из них предпочитают именно отечественный контент.
О росте интереса к российским фильмам и сериалам у интернет-пользователей говорят и представленные индустрией отчеты. Так, контент «Кинопоиска» ежемесячно смотрит свыше 11 млн подписчиков, что на 45% больше, чем в 2022-м. Причем в подавляющем большинстве (81%) зрители посмотрели хотя бы один российский проект.
Относительно комфортное существование отечественных сервисов объясняется тем, что уход западных мейджоров не был для них настолько болезненным, как для офлайн-проката: стриминги изначально были ориентированы на производство собственного контента. И большое количество тайтлов (около 150 за 2023 год) не прошло у аудитории незамеченным.
– И что бы вы выделили?
– «Слово пацана» Жоры Крыжовникова (Wink, Start) собрал огромную аудиторию, отличные результаты по просмотрам показали «Фишер» Сергея Тарамаева, Любови Львовой (more.tv, Wink), «Король и Шут» Рустама Мосафира («Кинопоиск»), «Кибердеревня» Сергея Васильева («Кинопоиск»), «Актрисы» Федора Бондарчука (Wink), «Жить жизнь» Артема Аксененко (Start), «Секс до... и после» (Okko) – режиссерский дебют Дарьи Мороз и многие другие. И конечно, не пройти мимо прекрасного сериала «Балет», снятого Евгением Сангаджиевым (Wink), который был отмечен на нашей премии «Событие года».
– Как бы то ни было, проблемы у отечественной киноиндустрии сохраняются. Давайте поговорим и о них тоже.
– Конечно, трудностей у наших кинематографистов сегодня больше, чем всем бы хотелось. Одна из них – удорожание производства. Оно (и без того, мягко говоря, не дешевое) за пару лет выросло почти на 40%, поэтому без государственной поддержки киноиндустрии не обойтись. Иначе мы увидим в офлайн- и онлайн-кинотеатрах серьезное падение картин по качеству, что, естественно, приведет к значительной потере аудитории.
Проблема вторая – окупаемость прокатных релизов. Несмотря на кассовые рекорды отдельных картин, она по-прежнему остается опасно низкой. В этом году в прокат вышло более 150 российских фильмов. Из них на точку окупаемости вышел (в лучшем случае) один из 10. То есть прибыльными стали всего 15 релизов! И это вовсе не значит, что фильмы плохие. Тут сказываются и ошибки продюсеров, которые рассчитывали на слишком большой зрительский интерес и потому не экономили на бюджете, и банальная неготовность аудитории смотреть авторское кино. Последнее, кстати, сказалось на прокатной судьбе «Снегиря» Бориса Хлебникова (потрясающее кино) и «1993» Александра Велединского – лауреата премии «Событие года».
Сказывается на кинотеатральном прокате и нехватка отечественных блокбастеров: российская киноиндустрия прекрасно бы себя чувствовала, будь у нее 10 «Чебурашек» в год. Но пока это лишь цель, к которой надо стремиться.
Другая трудность: отсутствие импортозамещения в сфере оборудования. Налаживание собственного производства – это вопрос долгий, за пару лет проблему не решить, понадобится в лучшем случае лет 10–15 (сказывается и отсутствие отечественных разработок, и нехватка специального оборудования). Тем не менее откладывать вопрос в долгий ящик нельзя, иначе последствия будут тяжелыми: сейчас киноиндустрия живет за счет старых запасов оборудования, которое, как все мы понимаем, не вечно.
Таким образом, главные вызовы, которые стоят перед нашей киноиндустрией, – это удешевление производства, популяризация авторского контента и, разумеется, увеличение количества блокбастеров (в идеале они должны выходить каждый месяц). К счастью, именно этим путем наше кино и идет: на Новый год нас ждут два зрительских хита: «Холоп-2» Клима Шипенко и «Бременские музыканты» Алексея Нужного. А затем на горизонте «Летучий корабль» Ильи Учителя, «Огниво» Александра Войтинского, «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко, «Финист. Первый богатырь» Дмитрия Дьяченко и много чего еще. Так что скучно точно не будет!