Авторы отразили в фильме всю плотность текста Булгакова, и картина, несмотря на свою сложноустроенность, получилась динамичной, зрелищной и увлекательной. Если в романе три главных линии – Мастера и Маргариты, Понтия Пилата и Иешуа и Воланда со свитой в литературно-театральной Москве 1930-х – были связаны друг с другом, но все же разделены, то в фильме Локшина они неделимы. Локшин и Кантор показывают, как реальные события и люди вдохновляют писателя на написание романа и как факты далекой древности оказываются отражены в происшествиях 1930-х. Все это несомненно зарифмовано и с современностью: истории суждено повторяться вновь и вновь, человек не меняется.
"Присцилла: Элвис и я": София Коппола рисует акварельный кинопортрет жены короля рок-н-ролла
Москва, в которой разворачивается действие, совершенно особенная: ввысь взмывают фантастические здания высоток, так в реальности и не построенные. В небе парят дирижабли. В стране наступающего коммунизма стройка не прекращается ни на секунду: вся Москва перерыта. Безымянный писатель (невероятно убедительный Евгений Цыганов) живет в своем тихом маленьком мире: живописно заросший сад с беседкой, деревянный домик с подвальной комнатой, заваленной книгами и рукописями. До поры до времени внешняя действительность его не отторгает: в театре грядет премьера его пьесы, посвященной Понтию Пилату, и никого в стране с атеистической идеологией это не смущает.
Но однажды критик Латунский (Дмитрий Лысенков), которого с таким же успехом можно было бы назвать доносчиком, пишет о пьесе разоблачительную статью. В итоге премьеру отменяют, а главного героя исключают из Союза писателей. Именно в этот момент он и встречает Маргариту (идеальная для этой роли Юлия Снигирь). Она становится не просто музой писателя, попавшей на страницы романа, который он начинает писать. Героиня в фильме мотивирует его не прекращать работу над текстом, приходя к нему домой за новыми и новыми главами. В конце концов, творчество – это в первую очередь кропотливый труд, и без поддерживающих людей и благожелательных оценок автору сложно выжить. Именно Маргарита назовет писателя Мастером.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кинопрокатная компания «Атмосфера кино»В романе Мастера появляется не только его возлюбленная, но и многие люди из конъюнктурной московской творческой среды. А еще – таинственный немец, с которым Мастер случайно знакомится на улице и заводит разговор на языке Гете. На страницах романа иностранец преображается в Воланда, «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Его блистательно изобразил Аугуст Диль – звезда картин Квентина Тарантино и Терренса Малика. В образе прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который в итоге становится еще и героем романа Мастера, тоже выступает большая европейская звезда – Клас Банг, известный по «Квадрату» Рубена Эстлунда («Золотая пальмовая ветвь» 2017 года).
"Задира" и "Танцуй, Селедка!": две трагикомедии об отцах, бросивших дочерей
С иностранцем Мастер приходит в театр на премьеру пропагандистского мюзикла о том, как через сто лет коммунизм победит по всей Земле, но его воображение рисует совсем другое представление. Воланд и его свита (Коровьев – Юрий Колокольников, Азазелло – Алексей Розин, Гелла – Полина Ауг, кот Бегемот – оцифрованный мейнкун Кеша) будто бы устраивают на сцене сеанс «черной магии». Коровьев и Азазелло одеты как зловещие клоуны, в руках у них оружие: эта тревожная сцена наводит не только на очевидные ассоциации с «Джокером» Тодда Филлипса, но и заставляет вспомнить визуальные образы из безумного фильма Алекса де ла Иглесиа «Печальная баллада для трубы». В нем во франкистской Испании два цирковых клоуна боролись друг с другом за любовь девушки-гимнастки при помощи мачете, символизируя тем самым борьбу политических сил за власть в Испании. Воланд и его свита с помощью своего перформанса демонстрируют, что конфликт идеологий происходит непосредственно в головах зрителей варьете: все женщины выбегают на сцену, когда им предлагают заменить их простые платья на шикарные импортные.
Вскоре близкий друг, подобно Иуде, предаст писателя: Мастера арестуют, а потом отправят в психиатрическую лечебницу, где, судя по словам санитарки, он далеко не единственный литератор. Маргарита будет готова на все, чтобы найти его: даже стать ведьмой – тем более что этого ей уже давно хотелось. Это уж точно лучше, чем депрессивная жизнь с мужем-функционером, которого она не только не любит, но и, очевидно, не уважает. Жизненные ценности Мастера ей ближе.
Фестиваль независимого кино "Сандэнс"-2024: Снежный человек, Кристофер Рив и любовь в мире без людей
Авторы картины сделали чрезвычайно яркой любовную линию, прописанную в романе не слишком подробно и в каком-то смысле условно. Булгаков и портрет самого Мастера дает широкими мазками. В картине Михаила Локшина он предстает не символом, но живым человеком, которого переполняют чувства, идеи, переживания. Юлия Снигирь создала по-настоящему трагический образ сильной женщины, которая не может смириться со своей судьбой и лучше погибнет, чем продолжит делать вид, что счастлива.
Люди принципа и чести, Мастер и Маргарита сталкиваются с теми, для кого это пустые слова. Кто просто выполняет свою работу, какой бы аморальной она ни была, потому что им, в конце концов, нужно платить алименты. Кто разглагольствует о прекрасном будущем коммунизма, но на самом деле мечтает о шикарной жизни отнюдь не советского образца. Кто не готов отстаивать друга или коллегу, которому только что клялся в верности. И те и другие останутся на страницах романа Мастера, но и большая литература, к несчастью, не сможет ничего изменить в этом мире.