Наверх
21 июня 2019
USD EUR
Погода

«Между меценатством и социальной ответственностью стоит знак равенства»

Открытие выставки. Слева направо: Анна Голубева (заместитель директора по основным видам деятельности музейно-выставочного центра «Росфото»), фотограф Владимир Сычев, Леонид Парфенов, Олег Жуков (партнер юридического бюро «ТМ Дефенс»)

©Любовь Рутгайзер

В Санкт-Петербурга открылась персональная выставка фотографа Владимира Сычева в музейно-выставочном центре Росфото.

Сычев сотрудничал с Paris Match, Stern, Life и Vogue, снимал многие значимые исторические события конца XX века. В настоящее время 14 работ Сычева представлены в постоянной экспозиции музея Помпиду. Фотографии, выставленные в музейно-выставочном центре Росфото, охватывают два главных периода творчества мастера: жизнь в СССР эпохи застоя и высокая мода, показанная на страницах журнала Vogue. Организатор выставки — партнер юридического бюро «ТМ Дефенс» Олег Жуков рассказал «Профилю» как открыл для себя талант Сычева, о меценатстве в современной России.

— Владимир Сычев – редкий фотограф. Себя он называет уличным. И действительно, у него почти нет постановочных кадров, каждое фото погружает в атмосферу времени и места. Так он работает до сих пор — даже в магазин через дорогу выходит из дома обязательно с фотоаппаратом. У него уникальный дар – поймать такой момент, когда в кадре сходятся и художественная композиция, и идея, и «говорящие» детали, и многоплановый сюжет. В результате фотографии передают моменты жизни, но при этом их нельзя назвать «застывшими».

— По какому принципу вы отбирали работы для этой выставки?

— Это было не просто, учитывая, что у Сычева огромный архив замечательных фотографий. Достаточно сказать, что в 1980-м он был признан самым печатаемым фотографом в мире. Этот рекорд до сих пор не побит. Что касается выставки — она для Сычева первая персональная в Петербурге. Отбирая работы, мы хотели, чтобы каждый мог бы найти для себя что-то уникальное. Люди старшего поколения, рожденные в СССР, посетив выставку в Росфото вернуться в 70- 80-е годы прошлого века, вспомнят о том времени и о себе. Снимки сделаны в Москве, Суздале и Сочи. Есть из Суздаля, где Сычев побывал вместе с художником Ильей Глазуновым. Представители молодого поколения, я надеюсь, по фотографиям Сычева смогут понять, в какой стране и как жили их родители. Ну а ценителям высокой моды должны быть интересны портреты Карла Лагерфельда, Кензо Такады, Сони Рикель, Пьера Берже, Сезарии Эворы, Михаила Барышникова и других, в разные годы опубликованные Сычевым на страницах Vogue.

— Правильно ли я понимаю — для «ТМ Дефенс» выставка Сычева далеко не первый опыт на поприще меценатства?

— Наша компания активно занимается поддержкой культурных проектов и инициатив. В 2017 году «ТМ Дефенс» совместно с Государственным музеем архитектуры имени Щусева провела масштабную выставку итальянского фотографа Марчелло Джепетти Dolce Vita, посвященную богемной жизни мировых знаменитостей середины прошлого века. Также компания поддержала выставку московских художников «Другие Берега» в петербургском Манеже. В этом году, в рамках Петербургского международного экономического форума мы выступили организатором инновационного светового мультимедийного шоу. Оно состоялось на территории Евангелическо-Лютеранской церкви Святой Анны. Светохудожники создали уникальные видеопроекции, рассказывающие о том, каким этот старинный храм был в разные эпохи, а музыкальное сопровождение взяла на себя группа «Несчастный случай». Есть планы и на 2019 год. Выставка фотографий Сычева в Северной столице будет работать до 10 февраля. Потом она переедет в Сочи, где работы мастера  смогут увидеть участники Инвестиционного форума.

— Зачем юридической компании такие, прямо скажем, не профильные проекты? Ведь задачу заработать перед собой точно не ставите.

— Да, на этом по определению нельзя заработать. Но мне бы не хотелось, чтобы сложилось превратное впечатление, нам деньги девать некуда. Между понятиями меценатство и социальная ответственность стоит знак равенства. Вложение денег в искусство: поддержка художников, фотографов, музыкантов — это хорошо, это правильные инвестиции. Материальной отдачи не ждешь, однако для бизнеса имидж имеет значение.

— Что вы думаете об особенностях современного меценатства в России?

— У нас исторически сложилось так, что этот вид деятельности достаточно сложный. Многое приходится делать не благодаря, а вопреки. И большой вопрос, кто вправе называть себя меценатом. Есть частный бизнес, который сам зарабатывает и тратит свои деньги на благие цели. Есть госкомпании, распоряжающиеся фактически средствами бюджета.

Закон о меценатстве был принят в конце 2014 года. Он не решил проблем и изначально носил в большей степени декларативный характер. Каких либо налоговых льгот, других преференций предусмотрено не было. Только в ноябре 2018-го был принят федеральный закон от № 426-ФЗ, предусматривающий введение налоговых льгот для тех, кто оказывает финансовую поддержку учреждениям культуры.

Организации могут уменьшить платежи по налогу на прибыль за счет инвестиционного налогового вычета. Его размер не может превышать сумму пожертвования, а право устанавливать планку делегировано субъектам Федерации. Впрочем, точка в спорах о настоящем и будущем меценатства в России не поставлена. В феврале дискуссия продолжится на Сочинском инвестиционном форуме. Для художника или фотографа финансовая и организационная поддержка частного лица или компании, может быть единственной возможностью выставить произведения. И этот механизм в России, обратившись за финансовой и организационной поддержкой к частной компании или частному лицу. И надо сделать так, чтобы этот механизм эффективно работал.

Беседовал Игорь Наумов.

Фотогалерея с персональной выставки Владимира Сычева

 

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK