Гай Ричи, которого всегда невероятно любили в России, на сей раз снял фильм на основе реальных событий. Среди их участников были один из прототипов Джеймса Бонда, майор британской армии Гас Марч Филлипс, и придумавший агента 007 писатель и офицер Ян Флеминг. Речь об операции 1942 года «Почтмейстер», которую, как и другие операции так называемого Министерства неджентльменских дел, описал в своей книге британский журналист, писатель и документалист Дэмиен Льюис. Ее (частично) и экранизировал Ричи, превратив серьезное большое исследование в поверхностный комедийный боевик.
Каннский фестиваль – 2024: Дональд Трамп, Эдуард Лимонов и русские в Нью-Йорке
Управление специальных операций, или Министерство неджентльменских дел, придумал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Эта секретная спецслужба должна была заниматься шпионажем и саботажем на оккупированных Гитлером и его союзниками территориях. В спецслужбу принимали людей, которые могли нестандартно мыслить, быстро принимать решения, одолевать врагов порой даже голыми руками, а еще не бояться погибнуть во время миссии.
Такие отчаянные лихие люди и стали героями шпионского боевика Гая Ричи. Гаса Марча Филлипса, выбранного лидером группы во время операции «Почтмейстер», изобразил Генри Кавилл, уже работавший с Ричи на «Агентах А.Н.К.Л». Андерса Лассена сыграл нереалистично мускулистый Алан Ричсон, Джеффри Эпплярда – Алекс Петтифер, Фредди Альвареса – Генри Голдинг из «Джентльменов» Ричи.
Состав актеров весьма звездный, но, к сожалению, играть им почти нечего: даже минимального погружения в характеры персонажей и в их биографии в сценарии не предусмотрено. Персонаж Кавилла эффектно появляется в кадре в начале картины, но таких же забавных (при этом все равно довольно незатейливых) эпизодов в фильме больше не будет. Значительную часть хронометража занимает экшен, но отнюдь не такой изобретательный и завораживающий, как, например, во франшизах «Джон Уик» и «Безумный Макс».
Кадр из фильма "Министерство неджентльменских дел"
Кинопрокатная компания "Вольга"Не являясь в данном случае артом, исключительная концентрация насилия в фильме может причинить зрителю дискомфорт. Присущая постмодернизму толерантность к жестокости, которая процветала в 1990-е и 2000-е и которая была характерна для тех же Ричи и Тарантино, сегодня уже неактуальна. Насилие уже сложно воспринимать как что-то игрушечное, не имеющее совсем никакого отношения к реальности. Когда Гай Ричи выпустил своих «Джентльменов», казалось, что он перерос такой подход к кинематографу: главные герои фильма стремились решать свои проблемы мирным способом (получалось у них не всегда, но они хотя бы старались). Сейчас Ричи снова вернулся к себе прежнему, но не в положительном ключе.
По форме картина для Ричи при всем при том не самая характерная. Чаще всего он пытается рассказать историю максимально сложно: так, чтобы только ближе к финалу можно было распутать клубок из множества сюжетных линий и понять, что вообще происходит. «Министерство неджентльменских дел» же в этом смысле минималистично и почти лишено интриги.
Сюжетная линия с Гасом Марчем Филиппсом посвящена тому, как его группа должна незамеченной добраться до испанского острова у берегов Африки под названием Фернандо-По и увести оттуда несколько итальянских и немецких кораблей. Это нейтрализовало бы немецкие подлодки в Атлантическом океане и, таким образом, позволило бы США помогать Великобритании в войне. Пока герои добираются на острова, там уже действуют другие агенты, которые должны отвлечь от происходящего внимание самого жестокого и влиятельного местного нациста (Тилю Швайгеру исключительно удалась омерзительность этого персонажа).
Актриса-еврейка Марджори Стюарт (Эйса Гонсалес), ставшая агентом, чтобы отомстить за смерть близких, должна, разумеется, влюбить в себя этого нациста. Эта линия кажется более удачной хотя бы за счет того, что наблюдать за Эйсой Гонсалес – невероятной харизматичной красавицей – сплошное удовольствие. Для Гая Ричи, как правило, женские персонажи не слишком важны, но именно они в последних неидеальных его фильмах удаются лучше всего – тут можно вспомнить Обри Плазу в картине «Операция "Фортуна"». Остроумные, сильные, красивые – спасибо хоть за это.
Ну а если кто-то будет рекламировать «Министерство неджентльменских дел» как фильм, который можно сравнить с «Бесславными ублюдками» Квентина Тарантино, то не верьте им. Тарантино фантазировал о справедливом ходе истории, используя силу кино. Ричи же просто сделал совершенно стандартную, в том числе для самого себя, картину о борьбе с нацистами.