Озон – автор многоликий и почти каждый раз удивляющий. Он блестящий стилист, но его нельзя назвать формалистом: содержание интересует его не меньше формы. В его фильмографии картины серьезные, во всех смыслах драматические чередуются с фильмами более игривыми, но почти никогда не легкомысленными. «Мое преступление» относится как раз ко второй категории, ее можно назвать криминальной комедией, причем погруженной в ретро-антураж.
"Снегирь": фильм о том, что корабль плывет, но толку от этого мало
Восходящие французские звезды Надя Терешкевич и Ребекка Мардер изображают двух подруг, Мадлен и Полин, обитающих в Париже 1930-х. Они ютятся в комнате, из которой их вот-вот грозятся выселить за задержку арендной платы. Мадлен пытается заполучить роль в кино или на театральной сцене, а Полин работает адвокатом, но ее карьера тоже продвигается так себе. Возлюбленный Мадлен, представитель бизнес-династии Андре Боннар (Эдуар Сюльпис), казалось бы, может помочь девушкам хотя бы выбраться из бедности, но и у него нет денег. Впрочем, для Мадлен на первом плане в любом случае чувства.
Чуть ли не последней ее профессиональной надеждой становится встреча с влиятельным кинопродюсером, но он предлагает Мадлен стать его любовницей в обмен на второстепенную роль, а потом начинает к ней агрессивно приставать. Сбежав от этого человека с типичными повадками кинодеятеля прошлого, который злоупотребляет своей властью, героиня через какое-то время узнает, что вскоре после этого он был убит в своем доме.
Подозрение падает на нее, и Мадлен признает вину, ведь Полин наверняка сможет ей помочь, а дело, вполне возможно, привлечет необходимое ей внимание. Так и происходит, и теперь Мадлен купается в обретенной славе и разнообразии творческих предложений. Однажды на пороге ее дома появляется звезда немого кино Одетт Шометт (дива Изабель Юппер), которая потеряла популярность с приходом на экраны звука. Кажется, она может разрушить установившуюся идиллию.
Кадр из фильма "Мое преступление"
Озон в своей картине, конечно, отдает дань уважения кино XX века, причем во всем разнообразии жанров: от нуара «Бульвар Сансет» Билли Уайлдера об актрисе-звезде, которая не смогла вписаться в эпоху звукового кино, до многочисленных комедий. Сама игривая театрализованная форма «Моего преступления» также намекает на то, что реальность картины насквозь кинематографична, да и тема актерства в фильме является одной из центральных.
При всем при том довольно быстро становится очевидно, что картина отнюдь не так проста. Конечно, не в последнюю очередь это высказывание об ущемлении прав женщин, актуальное как для 30-х годов XX века, так и для 20-х годов века XXI. Хотя, например, избирательное право женщины получили, но положение вещей с харассментом если и становится лучше, то только в последние годы. Страстная аргументированная речь Мадлен на суде как раз этим проблемам и посвящена – и она находит у людей большой отклик.
Несмотря на серьезность темы, Озон подходит к ней с иронией, что может небезосновательно возмутить. Как будто иначе ему (или зрителям, по его мнению) было бы попросту скучно, и оттого он снижает градус пафоса. Или ему просто захотелось устроить некоторую провокацию, которые он, в общем-то, любит. Хотя симпатии автора определенно на стороне главных героинь, он болеет за них и восхищается их смекалкой, сама ситуация, в рамках которой они борются за свои права, вызывает некоторые вопросы. Все это начинает напоминать замечательный первый сезон сериала Райана Мерфи «Американская история преступлений» о суде над спортсменом и актером О. Джеем Симпсоном, обвиненным в двойном убийстве.
Адвокат Симпсона тогда разыграл «расовую карту», настаивая на том, что подсудимого подставили полицейские-расисты – это вызвало большой отклик у чернокожих присяжных, и преступника оправдали. Мадлен и Полин в «Моем преступлении» же разыгрывают «феминистскую карту». Но разница все же есть: например, Мадлен удается убедить присяжных-мужчин, которые вовсе не обязаны ей сочувствовать (остальные подробности могут испортить впечатление от просмотра фильма). Наверное, это все сила правильно подобранных слов и актерской игры. Возможно, связанные с кинематографом материи волнуют Франсуа Озона чуть больше отсутствия у женщин прав, и именно поэтому тон картины получился именно таким?