Кинотеатры делали большую ставку на ленту новозеландской постановщицы Ники Каро, надеясь, что она, как и «Довод» Кристофера Нолана, поможет вернуть людей к большим экранам и хотя бы в какой-то мере преодолеть кризис, через который проходит кинотеатральный бизнес. Руководство Disney приняло в итоге решение выпустить картину онлайн, но в России и в остальных странах, где новый стриминговый сервис студии еще не работает, «Мулан» все же можно будет посмотреть на экранах кинотеатров – у нас, например, начиная с 10 сентября.
«Мулан» Ники Каро, на первый взгляд, рассказывает ту же историю, что и одноименный мультфильм. На Китай нападает племя кочевников, и император – его изображает знаменитый Джет Ли – дает приказ призвать в армию по одному мужчине от каждой семьи. Девушка по имени Хуа Мулан (чудесная Лю Ифэй – находка этой картины), чтобы спасти от верной смерти своего уже немолодого и не самого здорового отца, героя предыдущей войны, переодевается в его доспехи и отправляется на службу вместо него. Героиня рискует честью семьи или даже жизнью – ведь в армии девушкам служить, конечно, запрещено. Впереди – первое столкновение с мужским миром, первые опасности и первые подвиги.
Игровая «Мулан», хотя и может похвастаться рядом забавных шуток, выдержана в более серьезной тональности по сравнению с анимационным первоисточником. В фильме есть место волшебству, но места для любимого многими комического дракона Мушу, тем не менее, не нашлось – род Мулан здесь оберегает безмолвная птица-феникс. Это далеко не единственное отличие от мультфильма. Например, у Мулан появляется родная сестра, которую вполне устраивает патриархальная модель отношений между мужчинами и женщинами. У злодея-захватчика теперь есть понятная мотивация: он мечтает отомстить императору за смерть своего отца. В Мулан влюбляется не ее командир – новая этика не приветствует отношения между начальником и подчиненной, – а другой новобранец.
Но самое концептуально важное отличие, конечно, связано с главной героиней. Теперь это не просто неловкая забавная девчушка, не соответствующая представлению общества о хорошей невесте и вынужденная стать ради семьи первоклассным воином, не имея к тому особых предпосылок. В новом фильме Мулан – воительница от рождения, которую переполняет сила Ци. Мулан вынуждена эту силу не демонстрировать – ведь ею имеют право обладать лишь мужчины.
Понятно, что история Мулан всегда была феминистически заряженной, но в картине Ники Каро в соответствии с духом времени эти мотивы доведены до максимума и выведены из подтекста. Удивительным образом такая прямолинейность в фильме не раздражает, а, наоборот, трогает. «Мулан», в отличие от того же «Довода», способна вызвать настоящие эмоции – Disney в очередной раз умело выжимает из зрителей слезу-две, а то и полчашки.
В «Мулан» действует и потрясающая, красивая и харизматичная антигероиня Сяньян, которая демонстрирует своим примером, что происходит с теми, кого общество отторгает из-за непохожести на других. И тут на место сильной женщины можно поставить абсолютно любого, кто не вписывается в какие-то рамки, кто не может и не хочет соответствовать общепринятой норме. Колдунья Сяньян в исполнении легендарной Гун Ли, умеющая, как и Мулан, управлять силой Ци, помогает вождю кочевников брать города и убивать, потому что когда-то она стала изгнанницей из-за своих «не женских» способностей. Переход на темную сторону кажется ей единственным шансом вернуть свое достоинство и отвоевать место под солнцем.
«II»: белорусский фильм о травле в школе и дремучих взрослых
Тем не менее и подавление своей истинной природы ни к чему хорошему привести не может. Сяньян, будучи героиней амбивалентной и проявляя, наряду с жестокостью, истинную женскую и дружескую солидарность, пытается убедить в этом Мулан. А вот принятие себя и любовь к себе наделяют человека огромной силой.
Этот мотив роднит «Мулан» с кассовым хитом «Холодное сердце», вдохновленным «Снежной королевой», – диснеевским мультфильмом нового типа с современными героинями и внутренними конфликтами. Принцесса Эльза из «Холодного сердца» по велению родителей подавляла свои магические силы, что в результате привело к нервному срыву и ущербу для всего королевства. Только приняв все свои особенности и получив поддержку любящей сестры, Эльза смогла вернуть себя и окружающих к нормальной жизни. Авторы же «Мулан» демонстрируют, что принимать тебя такой, какая ты есть, могут не только самые близкие люди, причем смена парадигмы может произойти всего за одно поколение. Но многое зависит от смелости тех, кто решается показать себя настоящих.
Мулан, как и Эльза, не ищет жениха, более того – может развернуться и уйти от того, кто смотрит на нее влюбленными глазами. Семейные ценности, которые продвигает Disney, в данном случае связаны с той семьей, в которой человек родился, а не с той, которую он сам создает. При этом никакая модель не навязывается: сестра Мулан, например, в конце фильма обручается.
Со всей этой прогрессивной повесткой не очень сочетается патриархальная по своей сути патриотическая идея, которая в «Мулан» также очень важна. Отдать жизнь за императора, за родину, за семью – Мулан готова на все это. С другой стороны, понятия долга и чести едва ли когда-то устареют. А новая инкарнация Мулан наравне с героинями «Холодного сердца» наверняка станет ролевой моделью для многих девушек в возрасте от о до 100.