Профиль

Музей Абая стал духовно-культурным центром притяжения

В этом году по инициативе ЮНЕСКО в честь 175-летия казахстанского философа, поэта, просветителя и основоположника письменной казахской литературы Абая Кунанбаева по всей планете прошли десятки торжественных мероприятий. Несмотря на карантинные меры (разумеется, со всеми мерами предосторожности), широко отметили эту дату и в самом Казахстане. Одним из самых ярких событий стало недавнее открытие президентом РК Касымом-Жомартом Токаевым памятника «Ұлы ақын Абай ұлдарымен» («Великий поэт Абай с сыновьями») на родине мыслителя – в Семее, на территории Государственного историко-культурного и литературно-мемориального музея-заповедника Абая «Жидебай-Борили». О том, что сегодня из себя представляет «главный музей Абая» и почему его называют «духовной Меккой» для казахстанцев и гостей со всего мира, «Профилю» рассказал его директор Турдыкул Шанбай.

©Пресс-служба Музея Абая.

Директор музея Турдыкул Шанбай

Пресс-служба Музея Абая

Сердце музея

- Турдыкул Касенулы, музей Абая был открыт ровно 80 лет назад – к 95-летию поэта. С чего он начинался, с каких экспонатов?

- Начну с того, что его открытие в октябре 1940 года стало настоящим культурным событием и общенародной радостью. Почему общенародной? Так уж сложилось на просторах Великой степи, что словесное творчество тысячелетиями было в почете. Свидетельством тому служит до сих пор очень популярный в народе литературный жанр словесного искусства – айтыс, то есть поэтические состязания акынов. А если уж состязаются известные и маститые акыны, то собираются целые залы и стадионы. Поэтому наш народ без каких-либо указаний сверху, где-то на генетическом уровне любит, чувствует и понимает слова выдающегося поэта, мудреца-мыслителя Абая. Ведь его заслуга еще и в том, что словесное искусство казахского народа, имеющее тысячелетнюю историю, он поднял на новый уровень, классический, так сказать, расширил его художественно-эстетические горизонты. Благодаря Абаю горизонт национальной литературы стал еще более прекрасным, узнаваемым.

История музея Абая удивительная. Многим известен тот факт, что в 1883 году в Семее впервые открылся краеведческий музей. И в этом благом деле Абай принял самое прямое участие! В 1885 году через ссыльного друга, известного врача Н. Долгополова, он передал в дар открывшемуся музею более 500 экспонатов. Печально, что не все они дошли до наших дней, но чудом сохранившаяся коллекция в количестве семнадцати предметов и составляет основу современного музея Абая. Можно сказать, это «его сердце».

- Что из себя представляет музей Абая в 21 веке?

- Теперь это целый музейный комплекс, у истоков которого стояли такие выдающиеся люди, как классик казахской литературы Мухтар Ауэзов и талантливейший ученый Каныш Сатпаев. Он включает девять экспозиций или, точнее, филиалов. А головной музей находится в Семее, состоит из главного корпуса, НИЦ абаеведения и мечети-медресе Ахмета Ризы, где в юные годы учился Абай. Он уникален как по содержанию, так и по материальному воплощению.

- Чем именно?

- Во-первых, мы постарались максимально визуализировать эпоху, быт людей. Второй важнейшей составляющей стала его интерактивность. Это особенно рассчитано на юных посетителей, которым важно всё потрогать, покрутить. Ну и главное, наверное, то, что сегодня музей Абая призван не только сохранять память о выдающемся поэте, но, скорее, актуализировать его наследие, способствовать пониманию его творчества новыми поколениями читателей. Именно об этом говорил в своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке» президент РК Касым-Жомарт Токаев.

Как вы знаете, на выделенные правительством бюджетные средства в этом году музей был существенно отреставрирован и модернизирован. За короткий срок проделана масштабная работа. Улучшилась инфраструктура в целом. И горожане уже оценили просторную, комфортно благоустроенную музейную территорию. Мы видим, как они с удовольствием прогуливаются здесь с детьми, приводят своих гостей, любуются новым памятником, так или иначе рассказывая об Абае. Открылось литературное кафе, куда люди приходят пообщаться в уютной обстановке.

Еще важно, что музей стал современным. Он сохраняет наследие выдающихся личностей нашего Отечества, и все это представлено современным языком техники. Свидетельство тому – аудиогиды, сенсорные Touch-панели, LED-экраны, мультимедийные залы и многие другие технические возможности и новинки. К примеру, в мультимедийном зале вы можете посмотреть все созданные за многие годы фильмы и спектакли об Абае, послушать все песни и т.д. Выбираете интересующий вас контент и, надев наушники, не мешая другим посетителям, смотрите.

Место паломничества и поклонения

- Какие праздничные мероприятия в «Жидебай-Борили» прошли и еще пройдут в этом году?

- В связи с пандемией восемьдесят процентов праздничных мероприятий проходят в онлайн-режиме. До введения карантинных ограничений мы успели организовать и провести в десяти с лишним городах Казахстана передвижные выставки, затем провели несколько республиканских и международных конференций. Совместно с турецким телевидением сняли документальный фильм, который будет транслироваться в пятидесяти странах мира. С друзьями из России при поддержке посольства Казахстана в РФ подготовили прекрасный фолиант под названием «Познание Абая – познание самого себя». Сейчас совместно с Академией Абая в Нур-Султане готовим и планируем издать в Лондоне международный атлас «Жидебай».

- Можете из мероприятий, посвященных юбилею, выделить самые грандиозные, яркие?

- Могу назвать несколько. Вы знаете, что правительство Казахстана объявило 10 августа (дату рождения Абая) официальным праздником – Днем Абая, назвав его «духовным реформатором» Казахстана. Это событие дает нам возможность для еще более глубокого изучения, понимания и популяризации его наследия. Другое важное событие, на мой взгляд, – открытие памятника Абаю с сыновьями Акылбаем и Турагулом у входа в главный корпус. Он примечателен тем, что выполнен по единственному сохранившемуся фотоснимку поэта с сыновьями.

- Это правда, что музей стал «духовной Меккой» для казахстанцев и гостей из-за рубежа? Что в первую очередь интересует и привлекает людей?

- Думаю, многие со мной согласятся, если скажу, что музей Абая является брендом нашего региона. А Жидебай, как место, где родился поэт, действительно все больше становится духовно-культурным центром притяжения людей с разных континентов. Эту задачу обозначил еще в 1995 году на открытии мемориального комплекса первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, сказав, что отныне для каждого казахстанца он будет местом паломничества и духовного поклонения. Сегодня это истина.

А привлекает людей, я думаю, прежде всего гений Абая. Музей Абая – музей мудрости, его наследие – это общечеловеческое достояние. Просвещенные посетители приходят в надежде узнать и увидеть что-то новое о нем и его окружении. Обывателю интересно понять, как и чем жил выдающийся поэт и мыслитель. Конечно же, всех также интересует и новое экспозиционное решение.

- Кто гости музея?

- Очень хороший вопрос. Во-первых, это горожане-семейчане, их гости и родные из других городов и государств. Они ведут их к нам как к главной достопримечательности города. Радует то, что сегодня среди них много молодежи. Не той молодежи, которую приводят кураторы или учителя, а именно самостоятельной, интересующейся. Думаю, молодежь притягивает современный стиль музея.

«Дверь в знания»

- Основной фонд музея насчитывает более 13 тысяч экспонатов, представленных в 11-ти тематических залах. Какие из них самые уникальные и чем именно?

- Если честно, неуникальных экспонатов у нас нет и каждый из них бесценен по-своему. К примеру, дверь. В юности Абай учился в медресе Ахмета Ризы. В «атеистический» период истории нашей страны это медресе, как и многие мечети и храмы, было сожжено, и позднее его восстанавливали по крупицам. Сейчас медресе и мечеть Ахмета Ризы находится в главном корпусе музейного комплекса. Тем немногим, что уцелело, и была та самая входная дверь в медресе. Каждый раз, когда я прохожу рядом и дотрагиваюсь до нее, я испытываю необыкновенное чувство: как будто прикасаюсь к самому Абаю. Сейчас как раз пишу эссе на эту тему. Дежурное название – «Дверь в знания».

- Есть самое любимое и посещаемое место?

- Сегодня самое популярное место в музее – это зал «Слова», где Абай, благодаря современным технологиям, дает посетителю свое благословение – бата. Посетитель же, в свою очередь, по традиции нашего народа открывает ладони, чтобы получить его от мудреца. В народе считается большой честью получить благословение от самого Абая. Кстати, Абая озвучивает актер, который прошел специальный отборочный конкурс. Из этого зала посетители выходят особенно окрыленными, ощущая присутствие самого Абая.

- Вы коллекционируете истории и легенды о поэте и мыслителе. Расскажите самую, на ваш взгляд, необычную.

- Судьба Абая – это не просто судьба гениального поэта. Это судьба всего народа. Поэтому каждый факт его непростой биографии мне кажется легендарным. К примеру, есть такая история. Абай обладал поистине удивительной памятью. Когда он заговорил, одним из первых вопросов был: «Мама, когда я родился, почему дома было все красно-розовым?» Позднее мать Улжан не без удивления вспоминала, что в тот день они действительно красили войлок и развешивали его повсюду для просушки. Я считаю, что это удивительный дар: помнить себя с самого начала – им обладают только избранные. Об том факте стало известно из книги «Ұлылар мекені» («Земля великих») известного исследователя жизни Абая Бекена Исабаева, который услышал эту историю из уст старожилов.

- Какие, на ваш взгляд, изречения Абая, что называется, для всех поколений и на века?

- У него как в стихах, так и в прозаических «Словах...» часто встречается фраза «Адамзаттын барин суй бауырым деп», что означает «Возлюби человечество, как родного брата». Только искренняя любовь к людям способна сделать эти слова актуальными, трогающими за живое. Абай сам всецело любит человечество. Он говорит, что «Без любви жизнь пуста», что «Творец любовью создал человека», и поэтому люди должны любить друг друга, а не стрелять и убивать. В моем понимании Абай – человечный человек.

Семь векторов развития

- Последний вопрос о планах и перспективах. Как поднять музейный комплекс на еще более высокий уровень, и что для этого делается?

- Президент Касым-Жомарт Токаев в своей концептуальной статье «Абай и Казахстан в XXI веке» поставил задачу: музей-заповедник преобразовать в полноценный научно-исследовательский центр. Сегодня нами подготовлена новая научная концепция музея, которая состоит из семи направлений.

«Приоритетным направлением» является подготовка 100-томного научно-исследовательского сборника «Вопросы абаеведения», причем к 175-летию планируется издать его первые 10 томов. «Концептуальное направление» – это подготовка и издание энциклопедии «Музей Абая. 80 лет». В рамках «фундаментального направления», в задачу которого входит издание монографий и исследовательских трудов, уже вышла в свет монография «Хаким Абай и деятели «Алаш», подготовлена биографическая хроника жизни Абая.

Четвертое направление – «учебно-методическое». Это совместная исследовательская работа с учащимися школ, ежегодное традиционное издание лучших работ школьников, участников творческого конкурса. Кстати, выпуск международного иллюстрированного атласа под названием «Жидебай», о котором я уже говорил, планируется в рамках «направления актуальных проблем».

«Системное направление» будет заниматься организацией выставок, презентаций, встреч, литературных вечеров, кружков, музееведческой работой, изданием буклетов, брошюр, календарей, открыток.

Наконец, «текущее направление» – это конференции, телепередачи, лекции, интервью, экспедиции.

И это не просто план. Работа в музее кипит. Особое внимание мы уделили научно-исследовательским изысканиям, для этих целей при музее открыли НИЦ абаеведения. Сложно представить современное культурное пространство музея без науки. Президент нам дал поручение, мы полностью осознаем ответственность поставленной задачи, поэтому работаем системно.

Как специалист по подготовке энциклопедических изданий, я лично готовлю несколько монографий – «Философия музея Абая», «Хаким Абай и лидеры движения «Алаш» (философия свободы)». Под моим руководством готовится иллюстрированная энциклопедия «Музей Абая». Молодые сотрудники музея активно разрабатывают темы и готовят такие издания, как «Пульс музея», «Восемьдесят фактов из истории музея Абая» и так далее. Мы не стоим на месте!

Самое читаемое
Exit mobile version