Что такое халлю?
Слово «халлю», которое сегодня почти священно для тысяч подростков и молодых людей по всему миру, изобрели китайские СМИ, когда в конце 1990 х корейские поп-певцы стали получать известность в КНР. Термин «халлю» означает феноменальную популярность южнокорейской массовой культуры, мощной волной распространившейся с конца девяностых по Восточной Азии, а в новом тысячелетии пошедшей дальше по планете.
Позже уже корейцы добавили к халлю более специальные термины: K pop (корейская поп-музыка – по аналогии с японским J pop), а также производные от него K drama (корейские телесериалы), K food (корейская кухня), K beauty (корейская бьюти-индустрия) и т. п. Однако собирательной для всех этих явлений по-прежнему остается Корейская волна, в которую в последние годы уже включают помимо упомянутых явлений и южнокорейские компьютерные игры, и городскую моду, и современную литературу, и детскую мультипликацию, и иногда даже корейский образ жизни в самом широком смысле этого слова.
В чем же секрет популярности халлю? Думаю, главное в любом продукте K culture – ставка на сильные эмоции. Будь то клип очередных корейских поп-див или сериал из жизни офисных служащих, зрителей привлекает красивая, порой даже нарочито глянцевая картинка, где каждая мелочь тщательно продумана и призвана будить чувство умиления. Песни пишутся с таким расчетом, чтобы от них либо ноги сами пускались в пляс, либо невольно наворачивались слезы. Героиня фильма будет очаровательна и скромна, как Золушка, а за героя захочется сразу выйти замуж и родить ему троих детей. Даже косметические товары корейского производства, как признают и иностранные эксперты, часто берут не столько качеством и ценой, сколько симпатичной упаковкой. Девушкам просто хочется иметь их у себя в сумочке, они радуют глаз яркостью и иногда какой-то детской непосредственностью. И хотя потребитель понимает, что вся эта сиропная сладость лишь иллюзия и в реальной Корее всё не так радужно, многие предпочитают корейскую сказку. Это же качество радикально отличает продукцию халлю от западных, в первую очередь американских, аналогов, где акцент делается на агрессивность, сексапильность, брутальность, «взрослость».
Другая сильная сторона продукции халлю – слаженность отработки, внимание к деталям, доведение каждого элемента до совершенства. Да, возможно, контент не поразит вас оригинальностью, возможно, многие поп-группы трудно отличить друг от друга, но внешность артистов будет безупречна, танцы – синхронны до автоматизма, костюмы и реквизит – идеально подобраны. «Мы сделаем вам красиво», – будто бы говорят идеологи Корейской волны. И это действительно так: в последнее время даже видные зарубежные продюсеры отмечают высокий уровень производства у корейских коллег по цеху.
Триумф свободного творчества или успешный госпроект?
Бытует мнение, что корейские звезды достигли выдающихся международных успехов благодаря мощной поддержке государства. Это правда лишь отчасти. В 1990 х никто не мог даже предположить, что совсем скоро корейская попса сведет с ума сначала половину подростков Азии, а затем и их сверстников по всему миру. Хотя не стоит забывать, что как раз в 1990 году корейским минкультом был разработан 10 летний план развития, одним из пунктов которого впервые была названа глобализация корейской культуры. Тогда, правда, имелась в виду культура классическая. Корейцев задевало, что их страна ассоциировалась у иностранцев в первую очередь с Корейской войной и воинственным северным соседом, а во вторую – с чисто материальными достижениями технопрома: автомобилями, компьютерами и бытовой техникой. Корейцам хотелось, чтобы мир узнал и об их искусстве и богатом духовном наследии. Но даже минкульт не ожидал, что это желание осуществят напомаженные мальчики и девочки, исполняющие сомнительные с точки зрения традиционных корейских ценностей песни и танцы.
Были и экономические причины. В 1997 м разразился азиатский финансовый кризис, которой больно ударил и по музыкальной индустрии Республики Корея. Рынок был вынужден открыться для иностранных игроков. Параллельно в экономике все большую долю стал занимать цифровой сегмент. В этой ситуации логичным решением было попробовать развивать экспорт медиаконтента и сферы сопутствующих услуг. Правительство поддержало данное направление и не прогадало. То есть корейская волна зародилась естественным образом, но в определенный момент государство, почувствовав потенциал, обеспечило ее продвижению комфортные условия. Ведь через какое-то время стало понятно, что речь идет не только об экономических выгодах, но и о качественном улучшении международного имиджа страны в целом.
Еще в девяностых экспорт культурной продукции был столь мал, что правительство даже не придавало значения его показателям. Но к 2002 му показатели уже составили $500 млн, к 2010 му – $4,42 млрд, а по данным за прошлый год, поступления из этого сектора экономики в государственную казну составили $102,9 млрд.
Симптоматично, что для производства культурного контента корейцы использовали те же методы, что были использованы ранее для покорения технологических вершин, – задействовали корпорации (SM Entertainment, JYP Entertainment и др.), превратившие процесс «выращивания» звезд практически в конвейерное производство.
Специальные менеджеры выискивают юные таланты по школам и секциям, забирают к себе на «фабрики», где уже целенаправленно занимаются их профессиональной подготовкой. На «фабриках» практикуются железная дисциплина, сверхинтенсивные репетиции, привычное в Корее строгое подчинение младших старшему, безжалостная конкуренция. С теми, кто выходит победителем из этой гонки, заключаются жесткие контракты, порой делающие из юных звезд заложников собственной славы. Случается, карьеры некоторых из них заканчиваются слишком рано и печально (например, в декабре 2017 го покончил с собой 27 летний участник мегапопулярной группы SHINee Ким Чонхён, возможной причиной трагедии называют усугубившуюся депрессию артиста).
С другой стороны, корейцы привыкли добиваться целей тяжелым трудом и отказом от личного. Такой подход прошит в национальном культурном коде, хотя новое поколение сегодня и пытается бороться с этими суровыми общественными нормами. И все же результаты впечатляют: одним из первых телехитов стал мелодраматический сериал «Зимняя соната» (2002), сначала покоривший Японию (демонстрировался по каналу NHK и был повторен несколько раз по многочисленным просьбам телезрительниц), а затем проданный еще в несколько стран Азии. Также «выстрелили» сериалы «Жемчужина дворца» (2003), рассказывающий о жизни придворной поварихи (продан более чем в 60 стран), «Мальчики краше цветов» (2009) о школьных буднях корейской золотой молодежи, военно-драматический «Потомки солнца» (2016). Из музыкальных прорывов стоит отметить певца Rain, женские коллективы Girls Generation (также известный как SNSD), 2NE1, T ara, мальчиковые TVXQ, Super Junior, Big Bang, EXO и уже упомянутую в начале BTS, пошедшую дальше других, – недавно им удалось впервые в истории К-попа занять первые строчки в американских чартах. Они же были №1 по скачиванию в iTunes более чем в 65 странах, имеют 12 миллионов подписчиков на
Любопытно, что рядовые корейцы неоднозначно оценивают международные успехи халлю. С одной стороны, есть понятное чувство национальной гордости и удовлетворения, что теперь в мировой попсе задают тон не только западные певцы. Но, с другой стороны, многие (особенно старшее поколение) не одобряют как провокационный внешний вид, так и само творчество новоявленных корейских селебрити. Многие отмечают, что часто артисты похожи друг на друга, как манекены, тексты песен примитивны, в них неоправданно много англицизмов, а имена групп больше похожи на формулы, чем на нормальные человеческие названия. А главное, многие признают вторичность подобного музыкального продукта. Помимо К-попа в Корее активно развиваются и альтернативные музыкальные направления, более независимые и ориентированные больше на творческие, нежели на развлекательные и коммерческие цели.
Корейская волна и межкорейские отношения
Корейская волна вносит лепту и в межкорейские отношения, только роль ее меняется с отрицательной на положительную и обратно в зависимости от текущей политической ситуации на полуострове. Так, в 2000 х записи южнокорейских видеоклипов и телесериалов контрабандно можно было достать в КНДР, и, по рассказам северокорейских перебежчиков, желающих ознакомиться с масскультом «южан» хватало. Правда, знакомиться приходилось тайно, так как за подобный интерес можно было поплатиться.
Позже, в период правления в РК консервативных сил (2008–2017 годы), не поддерживающих идеи сотрудничества с КНДР, подобное разлагающее влияние корейской попсы на умы и души северокорейцев использовалось в открытую: в демилитаризованной зоне на 38 й параллели через громкоговорители наряду с пропагандистской информацией транслировались и песни популярных корейских певцов. Однако во времена потеплений K поп-группы, наоборот, превращались в средство культурной дипломатии. Так, в 2003 м, при президенте Но Му Хене, ратовавшем за активизацию контактов с КНДР, в Пхеньян приезжала девичья группа Baby vox. Нынешний лидер РК Мун Чжэ Ин тоже прибегает к халлю в своей межкорейской политике – в апреле этого года целый десант южнокорейских артистов, включая такую тяжелую артиллерию, как женская команда Red Velvet, участвовал в большом объединенном концерте в Пхеньяне. Ким Чен Ын и остальная публика, как сообщали СМИ, принимали их весьма радушно.
Корейская волна в России
С приличным опозданием Корейская волна докатилась и до крупных городов России. Первые ощутимые признаки увлечения российских подростков халлю отмечались уже со второй половины нулевых. Обычно К-поперами (как они сами себя называют) становятся школьники старших классов и студенты (преимущественно женского пола), многие из них изначально приходили к этому после интереса к японской поп-культуре, в частности, аниме.
Сегодня российские поклонники халлю представляют собой хоть и небольшую, но постоянно растущую и довольно энергичную молодежную субкультуру. В соцсети «ВКонтакте» легко найти множество сообществ, посвященных Корейской волне. Например, одно из достаточно старых и известных – «Корея окрыляет» – на момент написания этой статьи насчитывало более 117 тысяч подписчиков. Сообщества, объединяющие фанатов отдельных музыкальных коллективов, могут иметь и по нескольку сотен тысяч участников (например, у тех же BTS – более 400 тысяч). В интернете К-поперы не только обмениваются новостями и обсуждают кумиров, но и непосредственно вовлекаются в создание русскоязычного контента по своей тематике. Многие фанаты на безвозмездной или чисто символической основе регулярно переводят с корейского (или английского) и выкладывают в сеть русифицированные видео новых сериалов, очередные выпуски корейских ток-шоу или интервью с любимыми артистами. Периодически активность фанатов выходит за рамки интернета, и некоторые даже запускают офлайн медиа-проекты, которые, правда, редко выдерживают проверку временем. Например, в 2013–2017 годах в России и на Украине выходил малоформатный глянцевый журнал о К-поп ONNI Magazine.
Другая часть фанатов реализует свою любовь к Корейской волне, создавая кавер-команды, которые копируют танцы корейских звезд и выступают с ними на К-поп-вечеринках. Кроме того, периодически устраиваются танцевальные флешмобы, когда несколько десятков поклонниц одновременно исполняют на знаковых городских площадках номера под музыку корейских шлягеров. Одним из самых первых был K pop Rainbow flashmob на Дворцовой площади Санкт-Петербурга осенью 2011 го, в котором приняли участие около ста человек. В дальнейшем проводились и более массовые мероприятия.
Конечно, эта активность все еще остается на уровне соцсетей и не выходит за рамки молодежного увлечения. Большинство россиян пока если и слышали что-то о К-попе, то вскользь и очень фрагментарно. Единственный южнокорейский певец, которого более-менее знают в России не только подростки, – это PSY (Сай), в 2012 году покоривший мир хитом Каннам-стайл. Однако сам факт, что российские девушки выбирают в качестве кумиров азиатских звезд и поэтому стремятся учить корейский язык, ездить в Корею и подражать корейскому стилю жизни, говорит о том, что векторы мировой поп-культуры постепенно меняются. Конечно, многие, переболев К-попом в юности, вырастают из него и отходят от былых увлечений. Но на их место приходят новые фанаты, и их число уверенно растет.
Корейцам льстит подобное внимание к их артистам со стороны российского молодого поколения. Они его ценят и поддерживают. Так, уже много лет подряд в Корейском культурном центре при посольстве РК в Москве работают бесплатные курсы К-попа, куда может прийти любой желающий. Корейские журналисты часто приезжают снимать репортажи и целые фильмы про русских поклонниц халлю, к чему, кстати, обычно приурочиваются вышеупомянутые флешмобы. Все это до некоторой степени способствует популяризации Кореи и ее бренда у нас и потенциально усиливает ее имиджевые позиции в России. Так что не стоит недооценивать мягкую силу К-попа. Она себя еще покажет.