Профиль

"Не время умирать": эффектное прощание с Крейгом-Бондом

В прокат наконец вышла картина «Не время умирать», в которой Дэниел Крейг в последний раз сыграл Джеймса Бонда. С момента премьеры предыдущего фильма «007: Спектр» прошло целых шесть лет: сначала были производственные сложности (Дэнни Бойла, который должен был стать режиссером картины, заменил Кэри Фукунага), потом в дело вмешалась пандемия.

Премьера фильма

Дэниел Крэйг (Джеймс Бонд)

©Metro Goldwyn Mayer

"Пингвины моей мамы": драмеди о школьнике-стендапере из многодетной семьи

Особенно преданные фанаты франшизы лезли на стену всякий раз, когда «Не время умирать» снова откладывали. Певица Билли Айлиш, записавшая чувственную песню «No Time to Die» для заставки «Бонда» (как всегда, также впечатляющей), даже уже успела получить за нее премию «Грэмми». Стоило ли ожидание того? Западные журналисты считают, что да: на сайте rottentomatoes.com у фильма приличный критический рейтинг 83%, а зрительский и того выше – под 90%. Российские же критики, как всегда, отличились: сразу после показа для прессы многие стали ленту дико ругать. Кто же прав?

Приключенческая часть сюжета и впрямь не поражает воображение. Бонд, попытавшийся уйти на покой и даже какое-то время действительно отдыхавший от спасения мира, разумеется, вернется к работе. Конечно же, у него обнаружится новый сильнейший соперник, как и в старые добрые времена, русский, да еще и с чудесным именем – Люцифер Сафин (оскароносный Рами Малек довольно карикатурен).

На службе у Сафина состоит ученый Вальдо Обручев, который изобрел страшное оружие, нацеленное на геном конкретного человека. Попав в кровь, эта зараза может передаваться воздушно-капельным путем, приводя к немедленной смерти собеседника, если она завязана именно на его ДНК. Задействованы в фильме и члены тайной организации «Спектр», чей лидер Блофельд с лицом актера Кристофа Вальца сидит в тюрьме – в предыдущей ленте Бонд решил его не убивать. Экшен в «Не время умирать» далеко не самый невероятный, но внимание фильм удерживает хорошо, несмотря на огромный хронометраж в два часа сорок минут (впрочем, некоторые, наоборот, жаловались, что заскучали).

"Холодный расчет": медленный триллер о покере и чувстве вины

Интереснее ситуация с женскими персонажами. Вероятно, именно для их усиления и оживления Крейг лично привлек к работе над картиной остроумную Фиби Уоллер-Бридж, создательницу культового трагикомического сериала «Дрянь» и многосерийного шпионского триллера «Убивая Еву». Кое-что получилось, кое-что – нет. Бонд больше не стремится с разбегу соблазнять красоток, это не в духе времени и еще в «Спектре» смотрелось анахронизмом: Бонд тогда набросился на жену убитого им же злодея сразу после его похорон. Моника Беллуччи, безусловно, прекрасна, и тем не менее, какого черта?

Теперь красавицы выступают в роли напарниц. Ана де Армас, появившаяся в фильме, увы, минут на десять, изобразила героиню, которая, поначалу глупо похихикав и сообщив Джеймсу, что это ее первая миссия и готовилась она к ней аж три недели, быстро доказывает, что для нее этого времени было вполне достаточно. Лашана Линч в образе нового агента 007 – ей передали номер Бонда после его ухода в отставку (назначение на эту роль афробританской женщины в свое время просто убило всех консерваторов), – естественно, Бонда заменить не cможет, но тоже способна дать прикурить многим. Правда, ей в фильме отведена все же комическая второстепенная роль.

Ну и, конечно же, важнее остальных женщин в ленте героиня Леи Сейду Мадлен Суонн – единственная девушка Бонда, перекочевавшая из одной картины в следующую. Да, возможно, это не идеальный выбор актрисы: по харизме безусловно одаренная Леа Сейду все же проигрывает другой француженке, Еве Грин из «Казино Рояль». С призраком погибшей Веспер Линд (Грин) Джеймс в начале ленты как раз пытается окончательно распрощаться: Мадлен, видимо, небезосновательно, ревнует Бонда к его прошлому. И все-таки постепенно в любовь Джеймса и Мадлен, зародившуюся еще в фильме «007: Спектр», в их значимость друг для друга начинаешь верить.

«Не время умирать» ругают, например, за то, что в нем персонаж Крейга, с появлением которого 007 перестал быть неуязвимым суперменом, превратившись в реального, живого, чувствующего человека с драматической судьбой, как будто откатился назад. Вновь стал рыцарем без страха и упрека, но и без душевных терзаний. Но это совсем не так! Бонд в фильме создателя «Настоящего детектива» Кэри Фукунаги окончательно признается и себе, и зрителям, что ему пора уходить на покой: теперь ставки для него слишком высоки, теперь ему есть что терять, а спасение мира для него – вынужденный шаг, поскольку оно тождественно спасению близких.

Джеймсу хочется простого человеческого счастья, почти недоступного для людей, подобных ему. Это вполне закономерное развитие для последней инкарнации Бонда – но за такой поворот фильм тоже критикуют. Кстати, примерно то же самое сделали несколько лет назад на BBC в «Шерлоке», превратив еще одну британскую икону, статично-рационального персонажа Конан Дойла в героя, способного чувствовать, и ведь тоже многие возмущались. В общем, что бы там ни говорили скептически настроенные критики, которым происходящее с Бондом показалось комично-нелепым, некоторые коллеги (мужчины) в финале утирали слезы. Повод прослезиться действительно будет, и еще какой, так что приготовьте на всякий случай ваши носовые платки. Уже одна только душераздирающая концовка делает «Не время умирать» стоящей картиной.

Самое читаемое
Exit mobile version