Настоящая известность пришла к братьям в 2017-м, когда их картину «Хорошее время» включили в основной конкурс самого престижного в мире кинофестиваля — Каннского. Снимают они, меж тем, полнометражное кино с 2008-го. Например, в 2009-м вышла их обаятельная драмеди «Сходи за розмарином»: сделанная в духе многословного жанра мамблкор история об инфантильном отце и двух его маленьких сыновьях.
Спустя почти десять лет у братьев в кино впервые появились голливудские знаменитости: главную роль в «Хорошем времени» сыграл переквалифицировавшийся в звезду арт-хауса Роберт Паттинсон, его подругу изобразила Дженнифер Джейсон Ли. Персонаж Паттинсона затевает ограбление банка и задействует в нем брата, которого играет сам Бен Сэфди. В результате брат, страдающий от ментального расстройства, оказывается в руках полиции. Герой Паттинсона пускается в отчаянный забег на последнем дыхании по улицам Нью-Йорка, чтобы спасти того, кто пострадал по его вине.
Год неспокойных женщин: cамые ожидаемые кинопремьеры 2020‑го
«Хорошее время», как и «Неограненные драгоценности», с одной стороны, опирается на большую кинематографическую культуру (Сэфди сравнивают с тем же Скорсезе), а с другой — в них ощущается дыхание и нерв подлинной, кипящей жизни. Оно и неудивительно: в творчестве братьев не обходится без автобиографических мотивов, связанных главным образом с их отцом. Тот, кстати, трогательно волновался за сыновей в Канне-2017: бродил по фестивальному дворцу в день премьеры «Хорошего времени», знакомясь и по-простому болтая с журналистами. Явно страшно гордился своими отпрысками.
Это удивительное переплетение кино и жизни отражается и на построении сюжета и композиции. В центре «Неограненных драгоценностей» нью-йоркский еврей Говард, владеющий ювелирным магазином (отец братьев одно время работал в ювелирном). У Говарда столько проблем, что хватит на двоих, а то и на троих с головой. Он задолжал денег бандитам, у него проблемы со здоровьем, любовница, возможно, изменяет ему с певцом Weeknd, жена узнает о любовнице, на обожаемых детей не хватает времени. Но решение, по крайней мере, финансовых проблем, кажется, не за горами.
Говарду наконец присылают из Эфиопии удивительный древний опал, в разноцветных переливах которого можно разглядеть все прошлое человечества. Герой считает, что сможет его продать на аукционе за миллион долларов, но по доброте душевной дает на сутки в качестве талисмана игроку баскетбольной команды «Бостон Селтикс» Кевину Гарнетту, который выступает в фильме в роли самого себя.
Попытки вернуть камень превратятся в целую эпопею. Поначалу действие развивается словно так, как могло бы в реальности: хаотично, бессистемно. Кажется, что ничего по-настоящему страшного произойти не может (в отличие от забавного) : это же не кино. Но внезапно во вселенной «Неограненных драгоценностей» появляются цельность, логика, а вместе с ними и опасность, и нешуточный саспенс — в игру вступают правила кинематографа. Впрочем, реальность ведь порой оказывается более жестокой и непредсказуемой, чем изощренная выдумка.
В Говарда перевоплотился Адам Сэндлер, и его поклонники очень надеялись на заслуженную оскаровскую номинацию. Увы, в итоге актеру пришлось довольствоваться наградами от нескольких ассоциаций американских критиков — что, впрочем, тоже очень значимо. В «Неограненных драгоценностях» Сэндлер, подписавший с Netflix контракт сразу на большое количество фильмов, в очередной раз доказал, что его давно уже нужно перестать считать лишь актером комического амплуа. В конце концов, он блистал у и Пола Томаса Андерсона в «Любви, сбивающей с ног», и, например, в «Историях семьи Майровиц» Ноа Баумбаха.
В каком-то смысле аналогичные трансформации зрительского восприятия Сэндлера, а точнее его героя, происходят и по ходу просмотра «Неограненных драгоценностей». Из человека, которого будто бы невозможно воспринимать всерьез, ближе к финалу он превращается в трагического персонажа, которому несомненно сочувствуешь, которым даже восхищаешься. Поначалу кажущийся поверхностным, не слишком приятным, завравшимся, в итоге он оказывается запутавшимся в жизни, бегающим по кругу, почти отчаявшимся. Но все-таки способным вернуть себе утраченный оптимизм, поверить в свою удачу и сделать все, чтобы выйти победителем из всех испытаний.
В одной из первых сцен картины мы видим, как Говард проходит обследование в больнице: мы буквально исследуем его изнутри. Речь, конечно, не о возвышенном, а о приземленном. Но путь, по которому проводят нас братья Сэфди, позволяет в итоге разглядеть в герое миры не менее изумительные, чем в том самом потрясающе красивом эфиопском опале. То ли Говард из человека из плоти и крови превратился в настоящего киноперсонажа, то ли, наоборот, обрел объем, присущий человеку реальному. В конце концов, порой это почти одно и то же.