Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Ольга Ярутина: "Для нас важен зритель, готовый к диалогу"

С 20 октября по 2 ноября в России пройдет The Art Film Festival (TAFF) – фестиваль отечественных и зарубежных фильмов об искусстве. Он проводится в восьмой раз и состоится одновременно в восьми городах. О том, какие интересные картины смогут увидеть зрители, «Профиль» поговорил с совладельцем фестиваля и издателем The Art Newspaper Russia Ольгой Ярутиной.

Ольга Ярутина Инна Баженова

Соучредитель фестиваля, издатель The Art Newspaper Russia Ольга Ярутина (справа) и основатель и соучредитель фестиваля, президент фонда In artibus Инна Баженова

©Анна Темерина

– В прошлом году The Art Film Festival пошел на расширение, помимо Москвы и Санкт-Петербурга охватив Владимир, Пермь и другие города. Как вы оцениваете этот процесс? Как публика в этих городах откликнулась на TAFF?

– Мы считаем принципиально важным делать фестиваль в регионах, где интерес к искусству и кино не менее живой, чем в столицах. Конечно, отклик в разных городах был разным: где-то аудитория только начинает знакомство с таким форматом, где-то интерес уже устойчивый. Для нас очень важен зритель, готовый к диалогу. Мы видим потенциал в этих направлениях и будем продолжать работать с региональной аудиторией, выстраивая устойчивые связи с местными институциями и зрителями.

– Будет ли фестиваль и дальше расширять свою географию? Какие города и площадки участвуют в этом году?

– Безусловно, мы стремимся к тому, чтобы охват фестиваля становился все шире. В этом году к нам присоединился еще один важный региональный центр – Новосибирск, и теперь география TAFF включает восемь городов: Новосибирск, Владимир, Екатеринбург, Москва, Нижний Новгород, Пермь, Самара и Санкт-Петербург. Мы стараемся подбирать площадки с правильным техническим оснащением.

– В программе фестиваля заявлены не только документальные и художественные фильмы – российские и зарубежные, – но и мультфильмы. Есть даже документальный мультфильм – «Тени за кадром» Ивана Батурина. Правильно ли сказать, что фестиваль стремится к разнообразию жанров, но главным по-прежнему остается документальное кино об искусстве?

– Вы знаете, мы предпочитаем говорить не о жанрах, а о высказываниях. Для нас в первую очередь важно, что формулирует фильм и как он это делает. Конечно, документальное кино занимает важное место в программе, но далеко не единственное: в фестивале представлены фильмы разных жанров (и художественные, и мультипликация). Вот, например, мультипликационный фильм «История огня» не только рассказывает легенду, но и сам по себе является произведением искусства. Или «Тени за кадром», где документальность сочетается с визуальной поэтичностью. Поэтому мы стремимся не столько к жанровому балансу, сколько к художественной целостности программы. И, как показывает отклик зрителей, такой подход оказывается наиболее живым и точным.

– Не хотелось бы разделять фильмы фестиваля на главные и второстепенные, но, может быть, в программе есть какие-то ключевые картины, на которые вы хотели бы обратить особое внимание зрителей? Расскажите, пожалуйста, о них.

– Каждый фильм в программе – это отдельная история, особый взгляд на искусство, культуру, общество. Но есть работы, которые задают особенно важные интонации.

Одна из таких – художественный фильм «Дело было в Нигерии». Это не просто фильм про танцы, это глубоко социальное высказывание о молодых нигерийцах, для которых танец становится способом преодоления бедности, жестких социальных рамок, гендерных стереотипов. Через энергичную пластику, уличную хореографию, упрямую телесность камера рассказывает о свободе – телесной, духовной, культурной. Этот фильм участвовал в программе Open Doors Screenings 78‑го Международного кинофестиваля в Локарно, и он обладает именно тем потенциалом, который мы ценим, – соединить зрелищность и важный месседж.

Не могу не упомянуть и «Пионеров японского авангарда» – великолепную документальную работу с редкими архивами и живыми интервью, которая раскрывает революционное искусство послевоенной Японии. Она точно заинтересует не только киноведов, но и всех, кто работает с визуальной культурой сегодня.

Среди художественных работ хочется отметить «Ча-ча-Чайнатаун» – это многослойная история, где соединены личная память, танец, миграция и культурная идентичность. Главная героиня, 92‑летняя звезда бурлеска, отправляется в путь, который становится путешествием в поисках себя и своих корней. Это кино про свободу быть собой, независимо от возраста и географии.

И, конечно, «История огня» – анимационная лента, выполненная в стилистике китайской живописи тушью. Она наглядно демонстрирует, как национальный визуальный код может быть вплетен в современное повествование, не теряя глубины, но становясь ближе и понятнее новому зрителю.

– Название фильма Алексея Мартынова «Это лучшее, что у нас есть» напоминает о замечательной одноименной выставке, проведенной The Art Newspaper Russia в 2025 году. Есть ли связь между двумя проектами?

– Связь самая прямая. Это продолжение и развитие идеи выставки, которую мы провели в Московском музее современного искусства. Я решила, что важно не просто показать произведения, выбранные куратором выставки Ириной Горловой, но и зафиксировать их киноязыком. Режиссер Алексей Мартынов и вся команда подошли к этому не как к иллюстрации, а как к самостоятельному художественному произведению: фильм сделан в жанре мокьюментари, он легкий, ироничный, многослойный. Наш кинодебют, основанный на одноименной выставке, – особый проект, где журналистика, кураторство и кино становятся единым высказыванием. И он, как и выставка, предлагает зрителю ответить на вопрос: а что для нас сегодня «лучшее»? Для меня и команды лучшее – это художники и их произведения.

– Одна из главных особенностей TAFF состоит в том, что он дает возможность посмотреть фильмы, которые российский зритель вряд ли бы заметил, не будь этого фестиваля. Учитывая столь важную миссию, каких картин хотелось бы видеть на фестивале больше?

– Хочется видеть больше фильмов, которые не просто рассказывают о художниках или явлениях, но ставят вопросы. О границах искусства, о культурной идентичности, о наследии и переосмыслении. Хотелось бы, чтобы больше режиссеров во всем мире обращались к искусству не как к иллюстрации, а как к драматургии, – как к силе, меняющей человека и общество.

– Насколько широк сегодня выбор отечественных фильмов об искусстве? Или все же таких фильмов у нас снимают меньше, чем хотелось бы?

– Безусловно, таких фильмов пока не так много, как хотелось бы, но ситуация меняется. Мы видим, что появляются талантливые документалисты, работающие на стыке кино и кураторства. В этом году на фестивале представлены фильмы о таких художниках, как Белкин, Людмила Кусакова, Черкашины. Эти ленты не только сохраняют историю, но и осмысляют ее. Нам бы хотелось видеть больше работ о современных художниках, о региональных арт-процессах. И мы надеемся, что TAFF становится стимулом к появлению таких фильмов.

– Каким образом фильмы чаще попадают в программу фестиваля: ваша команда сама ищет картины или их присылают авторы?

– Отбор фильмов для фестиваля – это всегда комбинация нескольких подходов. У нас есть сильная кураторская команда, которая внимательно следит за программами крупных международных кинофестивалей: Венецианского, Каннского, Берлинского, фестиваля в Локарно, Tribeca и других. Но не менее важно то, что нам присылают и сами авторы, кураторы и продюсеры, и это радует: интерес к фестивалю растет, а география расширяется.

– Сегодня таким крупным проектам, как TAFF, трудно обойтись без партнеров, которые помогают осуществлять задуманное. Есть ли такие партнеры у вашего фестиваля?

– Да, конечно, поддержка партнеров всегда важна. В этом году генеральным партнером фестиваля выступает компания «УЗТМ-Картэкс» – ведущий производитель оборудования для горнодобывающей промышленности, строительной отрасли, энергетики и металлургии в России. Партнером кинофестиваля стал Центр визуальной культуры Béton, который отвечает высоким музейным стандартам, изучает и продвигает историческую и современную фотографию, поддерживает художественные проекты, снимает фильмы и издает книги о художниках. Генеральный информационный партнер кинофестиваля – «Европейская медиагруппа». Главным радиопартнером проекта выступает «Радио 7 на семи холмах».

Самое читаемое
Exit mobile version