Профиль

Ольга Жукова: «Концертные залы существуют, чтобы люди вдохновлялись и совершали прекрасные поступки»

За полтора года работы концертный зал «Зарядье» снискал репутацию ультрасовременной площадки, которая может трансформироваться и принять практически любое мероприятие, кроме поп-концерта. Здесь выступают звезды классической музыки, балета, джаза, проходят лекции. А 29 февраля в «Зарядье» состоится совершенно экстраординарное событие – инаугурация самого большого в столице концертного органа, и это будет не традиционный полуторачасовой концерт, а музыкальный марафон, который смогут посетить около 10 тысяч зрителей. Об этом событии и других необычных сторонах жизни зала «Зарядье» «Профиль» поговорил с его генеральным директором Ольгой Жуковой

©Пресс-служба Московского концертного зала "Зарядье"

– Инаугурация органа, которая состоится в зале «Зарядье», – как назвать то, что будет происходить: церемония, шоу, концерт?

– Так и назвать: инаугурация концертного органа. Орган – это король инструментов, самый большой музыкальный инструмент в мире. Инаугурируют президентов, мэров и органы. Мы придумали необычный формат вместе с Даниэле Финци Паска, швейцарским режиссером-постановщиком Олимпийских игр в Сочи, Турине и множества спектаклей международного уровня. Это не будет стандартный концерт, на котором люди услышат первые звуки инструмента, это будет непрерывный 24‑часовой марафон. Мы начнем в 00:00 29 февраля – я выбрала дату, которая бывает раз в четыре года, – и закончим в 23:59, уже практически 1 марта. У нас будет много групп зрителей, до десяти каждый час.

Наша цель – сделать орган «Зарядья» общедоступным для города, для москвичей, для гостей, туристов, для всех. Большой зал вмещает всего 1600 зрителей. А тут мы можем позволить себе пригласить на инаугурацию больше 10 тысяч человек. Мы позвали представителей Книги рекордов Гиннесса, чтобы зафиксировать рекорд: первый раз в концертном зале орган будет звучать целые сутки, музыканты – сменяться каждый час. Лучшие органисты из разных стран будут выступать на сцене Большого зала. Безусловно, среди них будут россияне, но все-таки звезды органного мира – это французы, итальянцы, немцы, испанцы, представители католических стран, где органную музыку люди с детства, приходя в храм, впитывают.

– Вы держите в секрете программу, но некоторые детали все-таки утекли в прессу: рассказы о каком-то лабиринте, например.

– Мы будем трансформировать наш зал, он будет не таким, как на обычном классическом концерте. Зрители окажутся в некоем пространстве, где их будут водить гиды. Но зачем это рассказывать? Стоит прийти и посмотреть своими глазами, потому что такого точно никто никогда не делал. 9 марта мы начинаем серию органных концертов. Это будут уже выступления лучших органистов из разных стран в традиционной, концертной форме.

– Не только инаугурация будет необычной, но и сам зал «Зарядье» необычен. Расскажите, пожалуйста, о его особенностях.

– Это современный зал последнего поколения, он многим отличается от российских и мировых концертных залов. Когда он создавался, строители и проектировщики ориентировались на мировые образцы и изучили множество площадок: Парижскую филармонию, филармонию в Гамбурге. Но наш зал от них сильно отличается. Все кресла в Большом зале могут убираться, и под ними находятся фактически еще два подземных этажа. Помимо концертов классической музыки здесь можно проводить любой перформанс, бал. Например, инаугурация мэра Москвы проходила у нас при полной трансформации зала. «Зарядье» изначально строился как акустический зал для классической филармонической музыки, он сделан из пяти акустических сортов дерева. Зал по форме напоминает деку виолончели, и звуковая волна идет по ее изгибам. Испытания проводили японские инженеры-акустики из компании Ясухисы Тойота – знаменитого акустического инженера. А еще наш зал изначально проектировался, чтобы быть доступным для всех.

Есть много людей, которые любят классическую музыку, но не ходят на концерты, поскольку физически не могут преодолеть барьеры старых зданий залов и театров. Наши зрители могут фактически от порога до своего места доехать без посторонней помощи. Для того чтобы попасть к нам, надо позвонить и сообщить, что приедет человек на инвалидной коляске. Мы запустим его на территорию, припаркуем автомобиль, поможем. В Большом зале 20 мест для инвалидов‑колясочников, есть также оборудование для слабослышащих зрителей.

– Есть ведь и еще одна особенность: уже во время строительства зала говорилось о том, что он не для поп-концертов.

– Так и есть.

– Значит, поп-музыканты никогда не смогут тут выступить?

– Нет, и все это знают. Этот зал спроектирован именно для классической филармонической музыки, здесь может быть джаз, только лучшие образцы, мы также начали эксперименты с балетом, работаем с Сергеем Полуниным. Но главное – это все-таки красивая классическая музыка. А что касается других жанров, то в Москве хватает площадок, где эти прекрасные (я с уважением ко всем отношусь) артисты могут выступать. Конечно, желание есть у многих, но «Зарядье» совершенно для другого. Это и позиция города в том числе.

– У вашего зала есть несколько проектов: #зарядисьмузыкой, Клуб друзей «Зарядья» и другие. Что это за проекты, в чем их суть?

– Мы развиваемся и все время стараемся креативить. Нам важно, чтобы люди посещали наши концерты, приходили в наш прекрасный Малый зал, в котором всего 400 мест, но при этом в нем кипит жизнь: много драйвовых классических камерных концертов, детских программ, лекций-концертов. Он тоже акустический и работает параллельно Большому залу.

Когда мы открывались, была придумана программа #зарядисьмузыкой. В детстве мы все ходили в филармонию или консерваторию, где были и есть абонементы. И меня всегда пугало, что в абонементе два концерта интересных, а два других как бы в нагрузку. Я все время думала: почему в одном абонементе нельзя объединить несколько разных концертов, направлений? И мне удалось эту программу здесь реализовать. Что в ней особенного? У нас есть разные хэштеги, привлекающие молодежь: #зарядиськлассикой, #зарядисьоперой, #зарядисьджазом, #зарядисьзнанием и много других. Зритель может выбрать разные сегменты, составить собственный абонемент и получить скидку 20%. Надо выбрать четыре мероприятия, например, концерт для родителей, концерт для себя, концерт для себя с девушкой, детский концерт.

Клуб друзей «Зарядья» – наша новая программа. Она тоже дает привилегии при покупке билетов, при посещении зала. У нас уже есть близкий круг зрителей, не только именитых, как Денис Мацуев, а просто зрителей, ставших нашими постоянными посетителями. Как только мы выпускаем билеты, они сразу же покупают любимые свои места. И мы их пригласили поговорить о том, что можно улучшить в нашей работе, потому что для меня это важно. Мы новый зал, и мы развиваемся, порой допуская ошибки, но ведь не ошибается тот, кто не работает. Наша задача – работать и идти вперед.

Мы также продолжаем начатые в первом сезоне экскурсии по залу «Зарядье», они очень востребованы. Есть экскурсия технологическая, на которой мы показываем полную трансформацию зала. Есть экскурсия по истории зала и самого Зарядья. Билеты практически сразу раскупаются. Многие из тех, кто приходит на экскурсии, не были у нас на концертах, а после экскурсии идут покупать билеты.

Мы придумали программу #зарядисьзнанием – это концерты-лекции в Малом зале – и стали приглашать известных лекторов: концертирующих музыкантов, профессоров Московской консерватории, директоров театров. Они рассказывают, показывают, и играется музыка. Я сначала думала: воскресенье, три часа дня – кто придет? Можно же набрать в интернете «что такое оратория» или «как строится опера» и все прочитать. Оказывается, нет.

Люди приходят и слушают, но я думаю, что им важно общение, интерактивность. Современный мир такой быстрый, весь в гаджетах, живое общение минимизировано, можно даже не звонить по телефону, а написать в WhatsApp. Можно уже из дома не выходить вообще. Люди скучают по общению, по новым знакомствам, поэтому и приходят на наши лекции, задают вопросы.

Концертные залы существуют как раз для того, чтобы люди приходили, вдохновлялись прекрасной музыкой и шли, совершали прекрасные поступки, что-то придумывали на своем рабочем месте. Все очень взаимосвязано.

Самое читаемое
Exit mobile version