"Таинственное убийство": преступление, ставшее одержимостью следователя
На сей раз Ричи решил поиграть с жанром шпионского боевика в духе «Джеймса Бонда». Только вместо одного агента 007 – сразу трое шпионов-фрилансеров: Орсон Форчюн (всегда хмурый Джейсон Стэйтем), Сара Фидель (звезда инди-кино и сатирических сериалов Обри Плаза) и Джей Джей Дэвис (музыкант Багзи Мэлоун). Этих шпионов из разных команд объединили, чтобы они выяснили не только, кто совершил крупное ограбление, но и, собственно, что похитили. Для этого придется угрозами заставить им помочь голливудскую звезду Дэнни Франческо (Джош Хартнетт, у которого начался актерский ренессанс). Простоватого, но неподкупного Дэнни когда-то не смог ангажировать на свой день рождения разбогатевший на торговле оружием миллиардер Грег Симмондс (презабавный Хью Грант), поклонник его творчества. Теперь Дэнни будут использовать как наживку, чтобы подобраться к Симмондсу, имеющему некоторого отношение к ограблению. Героиня Обри Плазы, компьютерный гений Сара Фидель, будет изображать девушку Дэнни Франческо: ведь известно, что богатей неравнодушен к спутницам своих звездных друзей.
«Операция "Фортуна": Искусство побеждать» – классический фильм Гая Ричи. Его предыдущая работа «Гнев человеческий» была непривычно мрачной и серьезной (без традиционного неполиткорректного юмора не обошлось, но он не слишком менял тон повествования). В итоге в картине не чувствовалась индивидуальность режиссера, и, к тому же, фильм уступал французскому оригиналу под названием «Инкассатор». Ирония все же больше идет Ричи, и свежая картина возвращает зрителей к его фирменному стилю. Правда, герои Ричи, как и он сам, стали взрослыми и респектабельными, а из мира мелкого лондонского криминала он переместился во вселенную крупных игроков. В «Операция "Фортуна": Искусство побеждать» речь идет о больших ставках, на кону – не то чтобы существование, но вектор развития всего человечества, как и положено в шпионских фильмах. Кстати, Ричи уже обращался к этому жанру в ретро-картине «Агенты А.Н.К.Л», основанной на одноименном сериале 1960-х годов.
Актеры, работавшие с Гаем Ричи над недавним хитом «Джентльмены», отмечали, что его сценарии (он пишет обычно в соавторстве) подобны музыке, а съемки похожи на джазовую импровизацию. Можно продолжить эту мысль и сказать, что ритм картины «Операция "Фортуна": Искусство побеждать» подобен музыкальному – особенно это заметно по открывающей сцене, в которой ограбление смонтировано с проходкой одного из героев по коридорам и стуком его каблуков. В остальные моменты это не столь бросается в глаза, но ритм Ричи держит отменно, картина нигде не проседает по темпу. В том числе за счет чеканных диалогов и монологов, которыми славится режиссер. В новой картине фееричнее всего выступает Обри Плаза, чья харизматичная героиня, кстати, не только остра на язык, но и независима. Что отличает «Операция "Фортуна": Искусство побеждать» от других работ постановщика, героини которых все-таки имели какой-то романтический интерес.
В остальном Ричи как будто ничего сверхнового не предлагает. Как и в некоторых громких фильмах последних пары лет вроде «Не смотрите наверх» или недавнего «Достать ножи: Стеклянная луковица», большая опасность исходит от техномиллионеров, обладающих не только огромными деньгами, но и властью. Более значительное влияние на развитие мира могут иметь те, кто владеет технологиями, а не оружием.
Забавно, что если бы Ричи не был столь легкомыслен в этом фильме, у него могла бы получиться довольно злобная антикапиталистическая сатира или даже мизантропический памфлет – тоже очень в духе нынешних кинотенденций. Если перестать обращать внимание на все шуточки, то вдруг приходишь к выводу, что большинство персонажей картины довольно отвратительны – даже наши «хорошие» шпионы и их помощники. Якобы неподкупный персонаж Джоша Хартнетта быстро подпадает под обаяние абсолютного преступника, который пытается замолить грехи благотворительностью, регулярно зарабатывая на продаже оружия. Очевидно, жизнь более шикарная, чем может себе позволить даже кинозвезда, заставляет Дэнни Франческо забыть о своих принципах. Герой Джейсона Стэйтема чрезмерно усердно использует программу по реабилитации шпионов после заданий: требует отправлять его на лучшие курорты и отчаянно тратит там казенные деньги. Человек в фильме не способен перебороть соблазн, и этот факт забавным образом обыгрывается, когда не пьющий герой Багзи Мэлоуна моментально приходит в восторг, все же попробовав дорогущее вино.
Но Ричи, кажется, действительно всерьез над этим не рефлексирует: он не осуждает героев, а по-доброму над ними и над всем шпионским жанром потешается. Скорее уж тогда в его картине можно увидеть оду кино и актерству, помогающему героям решать их задачи. Оду совсем не такую страстную и аргументированную, как у Квентина Тарантино в «Однажды в… Голливуде» (с Тарантино Ричи сравнивали в начале карьеры), но тем не менее искреннюю.