19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. От Довлатова до Цоя
Культура

От Довлатова до Цоя

В отличие от главного кинофестиваля в мире, Каннского, показы Берлинале предназначены как для профессиональной публики, так и для обычных зрителей.

Берлинале в деталях

Разбросанные по всему городу фестивальные залы всегда забиты до отказа. В Берлине регулярно проходит и крупный кинорынок. В этом году, например, там начнутся международные продажи фильма Кирилла Серебренникова «Лето», посвященного юности Виктора Цоя. Находящийся под домашним арестом режиссер смог, несмотря ни на что, сам смонтировать свою картину, отдельные сцены для которой были досняты уже без его участия.

Hype Film
©Hype Film

Идеология Берлинале такова, что при отборе предпочтение отдают фильмам, политически и социально актуальным (но при этом желательно и кинематографически незаурядным). В этом году организаторы не могли обойти стороной модную тему харассмента и развернувшейся с новой силой борьбы женщин за свои права – причем речь в данном случае не только о кино.

В рамках фестиваля пройдет несколько дискуссий о сексуальных домогательствах и злоупотреблении властью в кино и шоу-бизнесе. Также все желающие смогут обратиться за бесплатными консультациями.

При этом, например, в прошлом году довольно неожиданно для всех победу одержала лишенная злободневности поэтическая трагикомедия «О теле и душе» венгерки Ильдико Энъеди. Фильм рассказывает об отношениях двух сотрудников мясокомбината, которые видят один и тот же сон: в нем они перевоплощаются в пару оленей из заснеженного леса.

В конце ноября вокруг фестиваля разразился скандал. На сайте Spiegel Online было опубликовано открытое письмо с призывом реорганизовать Берлинале, подписанное 79 немецкими кинематографистами, среди которых Фатих Акин, Марен Аде, Кристиан Петцольд, Фолькер Шлендорф.

Авторы надеются, что давнего директора фестиваля Дитера Косслика после истечения его контракта в 2019 году сменит человек, страстно любящий кино, имеющий большие международные связи и способный вывести Берлинале на один уровень с Канном и Венецией, которым, с их точки зрения, немецкая столица сейчас уступает.

Жюри основного конкурса 68го Берлинале возглавит знаменитый немецкий режиссер Том Тыквер. Он, кстати, то письмо не подписывал.

Фильм открытия

Мультфильм «Собачий остров» главного ироничного хипстера и инфантила современного кино Уэса Андерсона выбрали фильмом открытия. Типичный его герой – не по годам развитый ребенок или, наоборот, не желающий мужать взрослый, одаренный чудик с массой нерешенных психологических проблем и тягой к приключениям и рефлексии. Андерсон потрясающе работает с цветом, музыкой и построением кадра (считается, что почти всегда в его картинах царит идеальная симметрия). «Собачий остров» не первое обращение режиссера к кукольной анимации: поклонники Уэса любят его мульт-фильм «Бесподобный мистер Фокс» о семействе лис. В «Собачьем острове» действие разворачивается в Японии недалекого будущего. Из-за чрезмерного количества собак и охватившей их эпидемии четвероногих отправляют в ссылку на островсвалку. Но один мальчик решит отыскать разлученного с ним пса.

«Довлатов» и другие

Работы Алексея Германа-младшего, получавшие призы в Берлине и Венеции, хорошо известны европейской фестивальной публике. Довлатова, чья проза одновременно забавна и печальна, изображает сербский актер Милан Марич. Мы увидим несколько дней из ленинградской жизни писателя осенью 1971 года. Вскоре, в 72-м, эмигрирует его друг Иосиф Бродский (в фильме его играет Артур Бесчастный).

Алексей Герман подчеркивает, что он не стремился снять классический байопик, где строго соблюдены факты биографии героя. «Мы просто пытались заняться чувственным исследованием его внешнего и внутреннего мира, поймать то, что было у него исключительным, – вот это сочетание мужского начала и ранимости» – говорит режиссер о Довлатове. Более того, почти все второстепенные персонажи – собирательные образы творческих людей того времени. В этих ролях заняты Данила Козловский, Антон Шагин, Светлана Ходченкова, Елена Лядова.

Еще одной задачей Германа-младшего было воссоздание духа, атмосферы начала 70-х. Как на предметном уровне (художник Елена Окопная проделала блестящую работу, отыскав массу вещей того времени), так и на глубинном. Герман-младший в своих фильмах «Garpastum», «Бумажный солдат», «Под электрическими облаками» уже рассуждал о печальных судьбах погибающей русской интеллигенции, у которой во все времена одни и те же беды и печали. Рассказ о писателе, которого в начале 70-х не публиковали ни в одном советском журнале, и о его не состоявшихся в профессии друзьях – еще одна глава этого невеселого киноромана.

В программе «Панорама» покажут еще один фильм, сделанный при участии России (а также США, Великобритании и Кипра): англоязычную режиссерскую работу Тимура Бекмамбетова «Профиль». Картина отталкивается от реальной истории французской журналистки Анны Эрель, создавшей фейковый аккаунт в фейсбуке и начавшей долгую переписку с одним из руководителей ИГИЛ (запрещено в России), который в итоге позвал ее замуж. После публикации статьи о боевике девушка вынуждена жить под охраной. Действие «Профиля» разворачивается на экране компьютера: раньше подобные картины, сделанные в разных жанрах, создавали под продюсерским крылом Бекмамбетова. Например, очень неплох лэптоп-хоррор Лео Габриадзе «Убрать из друзей».

Сергея Лозницу, родившегося в Белоруссии и создавшего новый документальный фильм в Германии, все-таки тоже хочется считать «своим» режиссером, поскольку его картины сняты, как правило, на русском и часто посвящены России. Недавно не утихали споры о его включенной в каннский конкурс игровой картине «Кроткая», а сейчас его «День победы» продемонстрируют в рамках берлинской секции «Форум». Лозница, как и всегда, не внедряясь в ткань повествования, документирует празднование Дня Победы около монумента Воину-освободителю в берлинском Трептовпарке.

Немецкое кино

Редко снимающий немецкий режиссер Филип Гренинг произвел сенсацию на Венецианском фестивале 2013 года со своим фильмом «Жена полицейского». Многие критики тогда посчитали, что он открыл совершенно новый киноязык. Трехчасовая почти бессловесная драма была разделена на 59 расположенных не в хронологическом порядке главок и показывала жизнь одной обычной семьи – мужа-полицейского, жены-домохозяйки и их маленькой дочки.

Семейная идиллия временами сменялась побоями, после которых на теле женщины появлялись огромные синяки. Мотивы вроде бы любящего мужа оставались непонятны. Некоторая отстраненность повествования сочетается в фильме с удивительной интимностью и тактильностью.

Новая картина Гренинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» длится все те же три часа и, похоже, тоже посвящена нездоровым, созависимым отношениям, где нежность сменяется агрессией. Но на сей раз речь пойдет о близнецах – брате и сестре, которые проводят вместе последнее лето своего отрочества. Герои готовятся к экзамену по философии и заключают весьма необычное пари.

Берлинале поддерживает немецкое кино во всех его ипостасях: в программе есть и картины немецких режиссеров, и работы, сделанные совместно с немецкими студиями.

Neon Productions
©Neon Productions

Среди фильмов основного конкурса, созданных местными постановщиками, стоит выделить также «Транзит» автора премированных исторических драм «Барбара» и «Феникс» Кристиана Петцольда и «В проходах» пока что менее знаменитого Томаса Штубера. Главную роль в обоих фильмах исполняет Франц Роговски из «Хеппи-энда» Михаэля Ханеке.

Sommerhaus Filmproduktionen
©Sommerhaus Filmproduktionen

«Транзит» основан на одноименном романе Анны Зегерс и повествует о человеке, присваивающем себе личность другого, чтобы скрыться от войны. Петцольд перенес действие в современность (в книге описаны годы Второй мировой). «В проходах» расскажет о любви двух работников супермаркета, причем чуть ли не в ключе магического реализма. Компанию Роговски в ленте составляет Сандра Хюллер из хитовой трагикомедии «Тони Эрдманн». Еще одна немецкая постановщица, Эмили Атеф, посвятила свою драму «Три дня в Киброне» судьбе актрисы Роми Шнайдер.

Американские независимые

Rohfilm Factory GmbH
©Rohfilm Factory GmbH

Премьера новой ленты классика американского независимого кино Гаса Ван Сента «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» уже состоялась на фестивале «Сандэнс». Похоже, обладатель «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Слон» вернулся в строй, после того как его метафизическую драму «Море деревьев» в Канне освистали. Герой основанного на реальных событиях фильма «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» – Джон Каллахан, парализованный после автокатастрофы. После аварии Каллахан, с трудом бросив пить, начал рисовать, и, хотя его наполненные черным юмором карикатуры многие критики называли неполиткорректными, собратья Джона по несчастью их ценили. В главной роли – Хоакин Феникс, кроме того, в картине заняты Джона Хилл, Джек Блэк и Руни Мара.

Anonymous Content
©Anonymous Content

Еще один культовый американский независимый режиссер, вернувшийся в кино Стивен Содерберг, представлен в Берлине вне конкурса. Его параноидальный триллер «Не в себе» снят на iPhone. Героиня Клер Фой (Елизавета II в сериале «Корона») считает, что ее преследует некий мужчина, а вот врачи психбольницы, куда ее силой затолкали, объясняют все сумасшествием девушки.

Филиппины: «Время дьявола»

Самый знаменитый филиппинский режиссер Лав Диас, чьи творения получали призы в Венеции, Берлине и Локарно, известен любовью к запредельным хронометражам. Про его медитативные, эстетские эпосы даже сложилась шутка: мол, вам билет в кино с бельем или без? Новое «Время дьявола» длится всего какие-то смешные четыре часа. Лав Диас называет картину рок-оперой: он сам написал тексты песен, описывающие годы диктатуры Фердинанда Маркоса. В центре сюжета – жители оккупированной военными деревни в филиппинских джунглях, испытывающие на себе все ужасы террора 1970-х.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».