"Операция "Фортуна": Искусство побеждать": Гай Ричи снова веселит и развлекает
Перед просмотром фильма нужно быть готовыми к тому, что «Переводчик» – отнюдь не самая типичная картина для автора культовых «Карты, деньги, два ствола», «Большого куша» и «Шерлока Холмса». Это не сложноустроенная криминальная комедия и не лихой постмодернистский комикс, а лишенный иронии военный боевик.
Джейк Джилленхол изображает сержанта армии США Джона Кинли, который в 2018-м руководит подразделением по поиску подпольных оружейных фабрик талибов (Талибан – запрещенная в России организация) в Афганистане. В начале картины помогающий им переводчик из числа местных погибает, и ему на смену берут нового – Ахмеда, героя Дара Салима. Талибы убили его сына, поэтому Ахмед, вероятно, хочет в первую очередь свести личные счеты. А еще переводчикам обещают дать визы в США, чтобы они могли эмигрировать.
Ахмед отлично понимает психологию местных и очень тонко анализирует ситуацию, что позволяет ему быстро распознавать предательство внутри команды – зачастую оно происходит из-за шантажа и угроз близким. Но эти уникальные умения поначалу совсем не востребованы: Джон Кинли считает, что переводчик занимается не своей работой и слишком многое себе позволяет, порой нарушая приказы.
Кадр из фильма "Переводчик"
Metro-Goldwyn-Mayer/STX Films/Toff Guys/Кинопоиск/United Artists Releasing/Amazon StudiosДаже после того как один раз Ахмед спасает коллег благодаря своей прозорливости, сержант не собирается давать ему больше полномочий (в «Переводчике» есть отличные кадры с отъездом камеры после разговора между персонажами, знаменующим разрыв едва установившейся связи между героями).
Все меняется, когда подразделение попадает в окружение и Джона спасает именно Ахмед, который тащит его, раненого, по горам. Герой Джилленхола почти ничего не помнит о тех событиях, и уже дома, рядом с женой (лауреат каннской премии за лучшую женскую роль в фильме «Малыш Джо» Эмили Бичем) начинает понемногу вспоминать детали. Когда Джон узнает, что после его спасения за голову Ахмеда талибы назначили огромную сумму и теперь он с женой и новорожденным ребенком скрывается, то понимает, что должен во что бы то ни стало им помочь. А значит – раздобыть для Ахмеда визу в США и вернуться за ним в Афганистан – ведь американские власти оставили его в беде и никаких обещанных документов не предоставили.
"Гнев человеческий": как Гай Ричи забыл о своем чувстве юмора
После недавней не ироничной картины Гая Ричи «Гнев человеческий» осталось ощущение, что лучше бы режиссер все же продолжал заниматься тем, что принесло ему славу: насупленность ему идет гораздо меньше остроумия. Но в «Переводчике», в отличие от «Гнева человеческого», к счастью, нет тяжеловесных библейских аллюзий, нет претенциозности, а от его строгости и минималистичности веет свежестью именно потому, что они нехарактерны для любителя избыточности Ричи.
Суровый пейзаж (снятый, конечно, не в Афганистане, а в Испании), понятный, не запутанный сюжет, композиция из почти зеркально отражающих друг друга частей фильма и крепкое чувство долга – основные составляющие этой аскетичной картины.
Джона и Ахмеда даже не связывает дружба, но внутренний камертон совести не позволяет каждому из них оставить коллегу в беде. В еще одном недавнем и крайне популярном фильме Ричи «Джентльмены» главные герои стремились по мере возможности решать важные вопросы с помощью интеллекта, а не тупой силы (получалось, конечно, не всегда).
Снятый следом «Гнев человеческий» словно обесценивал эту эволюцию в фильмах Ричи, поскольку центральный персонаж, напротив, использовал только грубое насилие. В «Переводчике» Ричи снова возвращается к гуманности, причем находит ее не в самом очевидном, военном, антураже. Брутальные герои «Переводчика» оказываются людьми тонко чувствующими, честными и по-настоящему отважными.
Конечно, это очень мужской фильм, и женщинам в нем отводится второстепенная роль. Но в то же время нельзя сказать, что это шаг назад для Ричи, у которого в предыдущей картине «Операция "Фортуна": Искусство побеждать» определенно самым ярким персонажем была героиня Обри Плазы.
Жена Джона появляется лишь в нескольких сценах «Переводчика», но зато абсолютно понятно, что она, давно привыкшая к его опасным командировкам, совершенно самодостаточна, замечательно справляется с жизнью в одиночку: ведет успешный бизнес, воспитывает детей. И еще она понимает, что не может запретить мужу вернуться в Афганистан за Ахмедом – она уважает его потребность сохранить совесть чистой.
Кадр из фильма "Переводчик"
Metro-Goldwyn-Mayer/STX Films/Toff Guys/Кинопоиск/United Artists Releasing/Amazon StudiosВообще, «Переводчик», хотя и не поражает до глубины души, все равно заставляет восхищаться Гаем Ричи. Когда режиссер уже создал свой уникальный авторский почерк, то он, безусловно, обладает правом снимать все, что он хочет. Даже если у него не получится снова создать кино, которое войдет в историю современного кинопроцесса, можно почти не сомневаться, что фильм окажется как минимум крепким.
Правда, по-настоящему глубокие эмоции «Переводчик» вызывает уже только в финале, когда на экране появляются кадры с реальными афганцами, помогавшими американцам. Финальный титр говорит о том, что после вывода войск США из Афганистана более 300 переводчиков и их семей казнили талибы. Тысячи людей скрываются до сих пор.
«Движение Талибан» - физическое лицо или организация, признанная террористической и запрещенная в России;