Человек, опередивший время
А началось все стихийно – инициатором таких чтений стала девятилетняя школьница из Астаны Ляйлим Шырак. Прочитав одно из знаменитых стихотворений Абая, она передала эстафету главе государства Токаеву, а тот, в свою очередь, – министру образования и науки Асхату Аймагамбетову. Буквально за считанные дни акция набрала популярность в соцсетях – к ней присоединились десятки тысяч человек в Казахстане и за его пределами. Передавая эстафету друг другу, в течение нескольких месяцев стихи и прозу Абая читали школьники, студенты, рабочие, бизнесмены, академики, причем к этому челлендж-марафону присоединились даже знаменитый актер Джеки Чан и российская певица Валерия. Участники подчеркивают, что основная их цель – популяризация духовного наследия великого поэта и философа.
Как отмечают специалисты, интерес к творчеству Абая растет год от года – его произведения переиздаются большими тиражами, увеличивается число его последователей и популяризаторов, все больше появляется книг о самом мыслителе и просветителе. Причем интерес к его личности растет не только в Казахстане, где его мудрость впитывают, можно сказать, с молоком матери, но и по всей планете.
Так в чем же его феномен? По мнению известного казахского поэта и переводчика Бахытжана Канапьянова, Абай сделал много не только для своего народа, став реформатором казахского языка, основоположником национальной письменной литературы и человеком, вдохнувшим в душу казахстанцев самосознание. Он стал мыслителем поистине мирового уровня, «проверенным временем и пространством». Его мысли и творчество остаются современными до сих пор, поскольку они насквозь пропитаны глубокой человеческой философией жизни – правдивой и очень понятной, глубоко личной и самой масштабной государственной. Именно поэтому стихи и афоризмы акына были известны и переходили из уст в уста, из одного аула в другой задолго до его вышедшей первой книги.
«Произведения Абая – это не «разделяй и властвуй», а «объединяй». Особенно это важно в начале нынешнего столетия. Он старался донести до людей необходимость единства, как и Пушкин, опережая свое время. У Абая были нравственные критерии, которых не хватает в наше время... Всему миру, а не только казахам, сейчас, в XXI веке очень необходимо буквенное, духовное начало, борцом за которое был Абай», – считает Бахытжан Канапьянов.
Почему мыслящему человеку сегодня просто необходимо знать творчество Абая, хорошо объяснил известный казахстанский общественный деятель, культуролог Мурат Ауэзов.
«Его произведения, – говорит он, – пронзают своей силой даже тех, кто не очень любит читать. Даже те, кто краем глаза видел что-то абаевское, уже навсегда будут его читателями и почитателями. И когда перед людьми, где бы они ни жили, встает вопрос выживания (как и сейчас, когда коронавирус, о котором мы далеко не всё знаем), Абай приходит на помощь своей глубокой философией жизни, своей верой, своей человечностью. Главное, по Абаю, – это сохранить в себе человека».
Абай и концепция «слышащего государства»
Как объявил глава РК Касым-Жомарт Токаев, всего до конца года планируется провести более 500 мероприятий, посвященных великому просветителю, в том числе театральные постановки, музыкальные фестивали и конференции. Произведения Абая будут переведены и изданы во многих уголках мира, о его жизни, творчестве и роли в развитии казахской культуры снимаются документальные фильмы.
А главной в череде юбилейных мероприятий станет крупная международная научно-практическая конференция «Наследие Абая и мировая духовность», которая пройдет в августе в Семее – на родине мыслителя. Впрочем, как отметил в одной из своих статей об Абае президент Токаев, важно не просто провести торжества, «главное – расширить мировоззрение и способствовать духовному развитию народа».
«Наследие Абая – это школа здорового патриотизма, основа уважения своей государственности. Если хотим видеть своих граждан образованными и просвещенными, то мы не должны переставать изучать труды Абая. Мы должны любить свой народ так же, как Абай», – написал глава РК. И добавил: «Мировоззрение хакима Абая предвосхитило идеологию современного цивилизованного общества. Только при условии верховенства закона, высокого уровня открытости власти и ее подотчетности перед народом, активного участия граждан в делах государства в обществе укоренится справедливость. Концепция «слышащего государства» была предложена мной именно с целью развития справедливого общества. Лишь благодаря конструктивному диалогу между властью и обществом можно укрепить доверие к государству».