Профиль

Пол всё выдержит: "Фрекен Жюли" в Театре Моссовета

Спектакль Театра Моссовета «Фрекен Жюли»

©Пресс-служба Театра Моссовета

В конце XIX века «Фрекен Жюли» была шок-пьесой: ее боялись ставить и публиковать. История аристократки, переспавшей со слугой, выглядела чересчур скандальной. Сегодня падшей графиней никого не удивить, и на поверхность наконец вышло то, что и самому Стриндбергу казалось важнее сословных перипетий: война полов.

В варианте Марчелли эта война полов начинается задолго до появления мятежной и проблемной фрекен. С первой сцены мы видим, что служанка Кристина (Глафира Лебедева), которая у Стриндберга олицетворяла спокойное здравое начало, полна холодного презрения и к жениху, лакею Жану, и ко всем прочим людям. У Марчелли она намного моложе, чем у Стриндберга, и являет собой не только центр спокойствия, но и центр силы и сдержанной ярости: даже приготовление ужина выглядит в ее исполнении угрожающе.

Жан (Павел Усачев) здесь больше рохля, чем дерзкий трикстер. Он под каблуком у Кристины. В итоге получается, что в войне полов здесь бьются не мужчина и женщина, а две женщины: кухарка с повадками хищницы и претендующая на власть, но на самом деле слабая госпожа. Одна точно знает, чего хочет, другой до этого безнадежно далеко.

©Пресс-служба Театра Моссовета

Спектакль Марчелли учитывает требования «интимного театра Стриндберга» – неспроста он идет на камерной «Сцене под крышей». Шведский драматург-новатор не признавал рампы, границы между сценой и залом. Здесь граница тоже размывается: кому-то из счастливчиков в первом ряду перепадает порция ужина со стола на сцене и даже стаканчик красного вина (увы, оторопевший зритель не успел ими как следует распорядиться), у кого-то другого фрекен берет айкос, чтобы закурить.

Стриндберг зарядил пьесу изрядной дозой сарказма по отношению к женской эмансипации. Он считал, что борьба женщин за свои права проистекает из безделья городских дам, тогда как у крестьянок просто нет времени отвлекаться на подобную чепуху. Но женщина для него не заведомо никчемный оппонент, с которым нечего церемониться. Взяв власть в свои руки, она может погубить мужчину, что швед и изобразил в написанной им за год до «Фрекен» пьесе «Отец».

Вот и главная героиня «Фрекен Жюли» (ее играет Лилия Волкова) – жертва безжалостного эксперимента своей матери-суфражистки, презиравшей мужчин и воспитавшей дочь в таком же презрении. Стриндберг не зря упоминает, что по требованию матери в хозяйстве родителей Жюли женщины выполняли мужские работы, а мужчины – женские: натуральный порядок был перевернут с ног на голову, что привело к разорению. Выросшая в такой обстановке фрекен явно психически нестабильна, и в этом она наследует матери, кончившей сумасшествием.

Не наученная традиционным ценностям, Жюли начинает делать ошибки одну за другой и спутывается с лакеем: вроде естество тянет ее к мужчине, но ум, воспитанный на ненависти, не может не презирать – и его, и отца, и себя. Земля разъезжается у нее под ногами, и она летит в бездну. Сопутствующие обстоятельства только усугубляют катастрофу: сословное неравенство, цинизм «простых людей», всеобщее недоверие.

Если Кристину Марчелли омолодил, то фрекен Жюли у него, наоборот, этакая повидавшая жизнь и немного утомленная львица. Точнее, она пытается держать себя львицей, но мы видим, что внутри ей не на что опереться, кроме взрощенной матерью слепой ненависти.

©Пресс-служба Театра Моссовета

Нельзя построить жизнь на ненависти, ею не заменишь любовь – такой нехитрый вывод вроде бы подсказывает нам совсем не добряк Стриндберг. Ненависть и извращенное воспитание делают Жюли слепой: она не видит, что за люди ее окружают. Возможно, потому, что всю жизнь не видела ничего, кроме навязываемой ей эмансипации. Слуги ведут свою игру, и финал ее подчеркнуто мрачен: вложив в руки отчаявшейся графини опасную бритву, Жак и Кристина отправляются на праздничную службу в церковь, где предвкушают «хорошую проповедь».

Марчелли отодвинул на задний план рассуждения о гнусности человеческой, которых много у Стриндберга. Зато, верный своим принципам, эротическую часть усилил многократно. То, на что шведский классик лишь многозначительно намекал, здесь вывернуто на полную: полуголые телеса, беседы в постели и тому подобное. В итоге в войне полов у Марчелли побеждают женщины, вытесняя своими призывными телами и характерами мужичонку-лакея, как бы тот ни хорохорился. Слабая и испорченная погибает, а сильная и хищная забирает добычу себе, чтобы продолжить жить, как веками заведено.

Самое читаемое
Exit mobile version