Чудеса изобретательности
9 октября президент Владимир Путин провел рабочую встречу с главой Министерства культуры РФ Ольгой Любимовой. Обсуждалось в том числе положение дел в отечественном кинопрокате и киноиндустрии в целом. Прошлый год оказался для отрасли, в которой создано 35 тыс. рабочих мест, очень сложным. С 1 марта американские компании Disney, Sony, Warner Bros., Universal и Paramount, которые на протяжении нескольких десятилетий по объемам выручки занимали почти три четверти российского рынка, ушли из нашей страны.
Если продукция Голливуда и попадала на экраны российских кинотеатров, то нелегально – даже параллельный импорт был под запретом. Отечественная киноиндустрия оказалась не готова в полной мере занять освободившуюся нишу, что негативно отразилось на экономике отрасли. С апреля по сентябрь включительно кинотеатры недосчитались 70% зрителей. А выручка по итогам 2022-го составила всего около 22 млрд руб., что в 1,7 раза меньше показателя предыдущего года (40,55 млрд руб.).
Буржуазия за углом: как советское кино готовило страну к капитализму
Участники рынка и независимые эксперты кризис предвидели. Весной они предупреждали, что в России может закрыться до половины кинотеатров. Без потерь не обошлось, но критическими они не стали. К середине октября прошлого года, по словам директора департамента кинематографии Минкультуры Дмитрия Давиденко, часть кинотеатров и кинозалов (всего насчитывалось 2,1 тыс. и 5,3 тыс. соответственно) действительно прекратили работу. «С первой недели 2022 года количество кинотеатров сократилось на 11,5% (277 кинотеатров), кинозалов – на 11,3% (679). При этом, по регистрационным данным ЕАИС (единая автоматизированная информационная система), официально приостановили кинопоказ 103 кинотеатра и закрылись 43», – рассказал он.
Кинопрокатчики проявляли чудеса изобретательности, чтобы выжить. Одни кинотеатры до минимума сократили персонал, другие законсервировали часть залов. Здесь явно пригодился опыт 2020–2021 годов, когда в период пандемии COVID-19 действовали жесткие карантинные ограничения.
Бизнес пытался обходить западные санкции не совсем законными методами. Например, организуя показы голливудских блокбастеров в рамках так называемого предсеансового обслуживания. Зрители формально ходили на отечественные короткометражки, перед которыми крутили новые американские ленты.
А еще россиян заманивали в кинотеатры повторным прокатом классики советского и российского кино. Из фильмов эпохи СССР лучшие финансовые результаты показали «Асса» (1988), «Иди и смотри» (1985), «Июльский дождь» (1966), «Любовь и голуби» (1984).
«Вызов» для устойчивости
Эти меры помогли пережить острую фазу дефицита предложения. И год спустя глава Минкультуры смогла доложить президенту, что ситуация изменилась к лучшему. К осени 2023-го отрасль восстановила ключевые показатели. В частности, больше стало кинотеатров и кинозалов (5550). Одно из объяснений – появилась государственная сеть, которая к 2024 году должна включать порядка 1,5 тыс. залов.
Но главное, в кинотеатры начал возвращаться зритель. Ольга Любимова заявила, что в этом году российские фильмы посмотрели уже 87 миллионов человек – вдвое больше, чем в 2020-м. Оптимистичные цифры, видимо, объясняются успехом «Чебурашки». Семейная комедия вышла на экраны в начале января, к маю ее успели посмотреть более 22,4 млн человек. Выручка составила 6,8 млрд руб., что сделало фильм самым кассовым в новейшей истории отечественного кино.
Чебурашка спешит на помощь: что сегодня происходит с российским кино
Рынок (и это было вполне ожидаемо) поддержал фильм «Вызов» – первая в мире художественная лента, часть сцен которой снята в космосе. Ее посмотрели более 6,2 млн человек, а кассовые сборы за время проката составили около 2,5 млрд руб. Однако одной-двух громких премьер, имеющих коммерческий успех, для устойчивости индустрии отечественного кинопроката явно недостаточно.
В конце 2022 года министр культуры говорила, что в России необходимо ежегодно выпускать порядка 300 кинокартин, 20% из которых должны быть крупными, напоминает заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Екатерина Пондо. Даже при поддержке государства, по мнению эксперта, задача сегодня представляется сложновыполнимой.
По данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», в 2022 году в России запустили в производство 856 проектов – на 123 больше, чем годом ранее, в том числе полнометражных фильмов – 295. Однако за этим не всегда стоит начало съемок, в некоторых случаях формулировка «запуск в производство» означает всего лишь работу над сценарием.
Сроки выхода многих новинок в прокат датируются концом 2024-го или даже 2025 годом. Например, как сообщила пресс-служба Минкультуры, в портфеле кинокомпании «Централ Партнершип» («Чебурашка» и «Вызов») в мае текущего года в общей сложности было 40 проектов. Фильм о Федоре Конюхове «Повелитель ветра» вышел в прокат 5 октября и возглавил рейтинг. На 26 октября анонсирована премьера исторической ленты «Императрицы», комедию «Холоп-2» приберегли на январь 2024-го в качестве новогодней премьеры. А вот взятый в работу в прошлом году анимационный фильм «Доктор Динозавров» появится на экранах не раньше 2025 года, игровой фильм «Волшебник Изумрудного города» – к концу 2024-го.
Российский рынок кинопроката весьма активен сегодня, отмечает доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Анна Цветкова. По ее словам, 2023 год «радует российских кинолюбителей разнообразием релизов». Причем в прокат выходят картины не только отечественного производства, но и стран ЕС, Великобритании, США. В достаточном количестве представлены азиатские релизы и релизы ряда других стран (Индия, Пакистан, Канада). «В среднем в месяц на экраны выходит примерно 55 фильмов, включая повторный прокат, – уточняет Цветкова. – Общий показатель за год, как ожидается, превысит 650 кинолент. Самыми насыщенными месяцами по количеству релизов традиционно являются июнь, август и ноябрь».
Онлайн и пустота
За последние полтора года рынок существенно трансформировался, обращает внимание Екатерина Пондо. С одной стороны, кинотеатры по-прежнему испытывают сложности с заполнением образовавшихся после ухода западных кинокомпаний пустот. С другой – развиваются онлайн-кинотеатры, которые в 2022-м выпустили на 20% больше оригинального контента. В результате их выручка увеличилась на 5% и достигла 63,3 млрд руб. «Налицо тенденция переключения внимания зрителей на онлайн-кинотеатры с богатым содержанием не только полнометражных фильмов, но и сериалов, и короткометражек», – считает Екатерина Пондо.
Вице-президент агентства «КРОС» по стратегии и развитию Кирилл Лубнин подтверждает, что онлайн-кинотеатры конкурируют с кинотеатрами, отбирая часть зрителей. Впрочем, аудиторию из-за онлайна теряют не только кинопрокатчики, но и телеканалы. Социологические опросы показывают, что за последние пять лет треть россиян отказались от просмотра телевизора. Онлайн-кинотеатры сегодня одни из самых активных рекламодателей на ТВ – в одном блоке может быть до трех анонсов сериалов.
«Стриминговые сервисы за счет сильно выросшего объема нового контента и редких громких кинопрокатных премьер перетягивают к себе аудиторию из эфирного ТВ и кинозалов, – уверен Лубнин. – Чем могут ответить на этот вызов кинотеатры, пока ясности нет».