Профиль

Премьеры конца января: старушки с ядовитыми грибами, зимний Тбилиси, два дирижера, Модильяни и слово пацана по-французски

Рассказываем о кинопремьерах конца января. Франсуа Озон наблюдает в своей новой картине «Что случилось осенью» за двумя пенсионерками с загадочным прошлым. Бакур Бакурадзе в трагикомедии «Снег в моем дворе» рассказывает о друзьях детства, переживающих кризис среднего возраста. Драмеди «Братья по нотам» Эммануэля Курколя посвящено внезапному воссоединению двух музыкально одаренных братьев. «Моди: три дня на крыльях безумия» – неожиданный байопик о великом итальянце Амедео Модильяни, срежиссированный Джонни Деппом. Криминальная мелодрама «Разбитые сердца» Жиля Леллуша совмещает кровь с любовью.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Что случилось осенью"

©«A-One»

«Что случилось осенью»: Франсуа Озон о старости, парадоксах морали и грибах

Один из самых любимых в России французских режиссеров Франсуа Озон продолжает регулярно снимать хорошее кино, причем его почерк узнаваем, в каких бы жанрах он ни работал. Жанр его новой работы «Что случилось осенью» – сложносочиненный: это и драма, и детектив, и элегическая зарисовка об осени во французской провинции, и, как почти всегда у Озона, немного комедия, и даже эссе о грибах.

Фестиваль "Сандэнс-2025": женщина, ставшая креслом, и секта поп-звезды

В центре повествования героиня на пенсии – что все еще является редкостью для кино. Мишель (Элен Венсан, номинированная за эту роль на премию «Сезар») ведет тихую жизнь в маленьком городке. Она проводит время за готовкой, походами в лес за грибами с подругой Мари-Клод (Жозиан Баласко), чтением книг и ожиданием встреч с дочерью Валери (Людивин Санье) и внуком Лукасом (Гарлан Эрлос). Когда последние приезжают к ней, чтобы Лукас провел школьные каникулы с бабушкой, происходит чрезвычайная ситуация. Мишель случайно скармливает дочери ядовитый сатанинский гриб, и та попадает в больницу.

После произошедшего Валери больше не готова доверять матери и увозит от нее внука, с которым та так мечтала провести, наконец, побольше времени. Мишель тоскует и уже начинает сомневаться в себе: а действительно ли она отравила дочь случайно? Тем более что та явно никогда не проявляет к матери никаких теплых чувств.

После того, как из тюрьмы выходит сын Мари-Клод по имени Венсан (Пьер Лоттен), с которым у Мишель отличные отношения, он решает помочь ей в ситуации с дочерью, продолжающей избегать общения с матерью. Однако все идет не по плану. А еще зрители узнают о причинах дурного отношения Валери к Мишель.

Озон сделал кино, может, и не идеальное, проседающее в какой-то момент по ритму, но определенно запоминающееся и своей медитативной атмосферой живописного городка, неотделимого от природы вокруг, и парадоксальностью событий. Он рисует портрет героини, поведение которой можно расценивать очень по-разному, но к которой сложно не испытывать симпатию. В интервью режиссер говорил о том, что ему не интересен черно-белый мир, он не стремится наделять фильм моралью. Он хочет задавать вопросы и оставлять пространство для интерпретаций и оценок – и ему действительно это блестяще это удается.

«Снег в моем дворе»: тбилисская элегия о связи сквозь время и пространство

Предыдущий фильм Бакура Бакурадзе «Брат Дэян» вышел почти десять лет назад, но ожидание новой работы стоило того. «Снег в моем дворе», только что победивший в трех номинациях Национальной премии киноведов, кинокритиков и киножурналистов «Белый слон» (лучшая режиссерская и операторская работа, лучший звук) – картина, которую хочется смаковать. Редкий фильм, оставляющий после себя долгое, горько-сладкое послевкусие.

Интересно, что «Снег в моем дворе» можно назвать автофикшном: сюжет вдохновлен историей, которая действительно произошла с Бакуром Бакурадзе и другом его детства Леваном Гоголадзе. Главный герой «Снега в моем дворе» Леван (соавтор сценария Леван Гоголадзе) прожил всю жизнь в Тбилиси. Его товарищ детства Гиви (сам Бакур Бакурадзе) уже давно переехал в Москву и стал режиссером авторского кино, чьи картины принимали участие даже в Каннском кинофестивале. Однако Гиви не знает, куда двигаться и в творчестве, и в личной жизни.

Кадр из фильма "Снег в моем дворе"

«K-24»

В этот момент его в соцсетях и находит Леван, чья жизнь и вовсе давно скатилась под откос. Когда-то он выступал за сборную Грузии по регби. Теперь, пережив инсульт и мучаясь от диабета и панических атак, расставшись с матерью своих восьмилетних тройняшек, он прозябает в нищете. Вместе с молодым соседом (Гиорги Бакурадзе) ворует по мелочи, чтобы выжить. Из радостей – две любимые собаки: старушка Джесси Большая и подросток Джесси Маленькая. А еще общение с Гиви, который поначалу просто отправляет ему деньги на лекарства, а потом придумывает для него дополнительную мотивацию: он просит Левана записывать то, что с ним происходит. Все те обыденные рутинные события, в которых только пытливый взгляд способен различить поэзию и красоту.

Самые ожидаемые фильмы 2025 года: Супермен, Франкенштейн, Пушкин и Шекспир

Бакура Бакурадзе («Шультес», «Охотник») причисляют обычно к направлению медленного кино. «Снег в моем дворе» – действительно медленное, малособытийное, но вместе с тем совершенно гипнотическое кино. В связи с ним вспоминаются и картины франко-грузинского классика Отара Иоселиани, и «Патерсон» Джима Джармуша, и «Идеальные дни» Вима Вендерса, и работы Хон Сан-су или Хирокадзы Корээды.

У картины особенная меланхоличная атмосфера: магия снежного Тбилиси и просыпающихся от зимы гор, нежность собак и возродившаяся спустя годы дружеская связь все равно не позволяют забыть о том, в каком незавидном положении находится главный герой – то ли сломленный жизнью человек, то ли не выросший ребенок. Бывшая жена сравнивает Левана с его детьми, считая, что его психологический возраст совсем не соответствуют возрасту реальному. Однако если даже Маленькой Джесси удается начать взрослеть, может быть, получится и у Левана?

«Братья по нотам»: драмеди о генетическом таланте к музыке

Премьера картины Эммануэля Курколя («Триумф») состоялась на Каннском фестивале. Только что фильм получил семь номинаций на главную французскую кинопремию «Сезар». История, рассказанная в «Братьях по нотам», могла бы стать основой какого-нибудь бразильского сериала, но Эммануэль Курколь сотворил из нее гуманистическое драмеди с социальным подтекстом.

Тибо Дезормо (новая французская звезда Бенжамен Лаверн) – всемирно известный дирижер, руководящий оркестром и в США, и в родном Париже. Упав в обморок на репетиции, он вскоре узнает, что болен лейкемией. Ему срочно нужен донор-родственник для пересадки костного мозга. Так Тибо и обнаруживает, что на самом деле он приемный ребенок, и где-то у него есть родной брат. Им оказывается работающий в столовой завода в провинциальном городке Джимми (Пьер Лоттен). Он как раз знал о том, что он приемный ребенок, но не догадывался о существовании такого близкого родственника.

Кадр из фильма "Братья по нотам"

«U Films»

Джимми соглашается помочь Тибо, и после этого они потихоньку начинают налаживать связь друг с другом. Оказывается, что и Джимми тоже обладает музыкальным талантом. Более того, у него абсолютный слух, чего он даже не осознает: ему некому было об этом сказать. Он безошибочно угадывает любую ноту, даже если это чей-то крик или гудок машины. Джимми играет на тромбоне в любительском духовом оркестре, ценит джаз и в иной ситуации добился бы куда больших успехов на музыкальном поприще.

"Плохая девочка": как CEO захотела стать кошечкой

Однако условия, в которых рос Джимми, не позволили ему должным образом развить свой талант. Он не мог закончить консерваторию и не мог при всем желании достичь профессионального уровня Тибо (не стоит, конечно, преуменьшать и труд последнего). Тибо понимает всю несправедливость ситуации, в которую попали братья, а значит, и ситуации в мире в целом. Доступ к образованию, славе и деньгам открывает не только труд, но и уровень жизни и возможности семьи. Джимми никогда не сможет сравняться с братом, как бы ни старался – время ушло.

Но, несмотря на остросоциальную проблематику, «Братья по нотам» фильм не про разъединение, а про объединение: братьев, представителей разных классов, музыкальных жанров. Мегаполиса и провинции, большой сцены и улицы, жизни и смерти. Картина про музыку как универсальный язык.

«Моди: три дня на крыльях безумия»: неожиданный портрет Модильяни

Джонни Депп постепенно возвращается в кинематограф, после того как его почти отменили из-за громких скандалов в личной жизни. И, несмотря на то, что его личные качества до сих пор вызывают у многих обоснованные вопросы, стоит признать, что его вторая режиссерская работа получилась любопытной. Полнометражный режиссерский дебют Деппа «Храбрец» с ним самим и Марлоном Брандо в главных ролях вышел аж в 1997 году и попал тогда в основной конкурс Каннского кинофестиваля.

В новой картине центральную роль Депп отдал итальянской звезде Риккардо Скамарчо – он изобразил великого художника и скульптора Амедео Модильяни, прожившего всего 35 лет. Модильяни в фильме 31, а Скамарчо в реальности 45, и это все-таки заметно, но восприятию картины не мешает.

Кадр из фильма "Моди: три дня на крыльях безумия"

«RVW Film»

Депп, подобно, например, Пабло Ларраину, сделал не классический байопик, описывающий все этапы становления личности, а фильм, охватывающий всего несколько дней из жизни героя. Разумеется, дней важных. В Париже 1916 года Модильяни кутит с друзьями Хаимом Сутиным (Райан МакПарланд) и Морисом Утрилло (Брюно Гуэри), которые тоже пока не подозревают о том, что их картины будут выставляться в лучших музеях мира и стоить миллионы.

"Мегалополис": проект мечты Фрэнсиса Форда Копполы

Предается страсти, ссорится и пишет портрет своей возлюбленной, журналистки и поэтессы Беатрис Гастингс (Антония Деспла). Напивается и кашляет кровью. Наведывается к меценату Леопольду Зборовскому (Стивен Грэм), который пытается продавать картины Моди. И, главное, надеется на встречу с известным коллекционером Морисом Ганья (Аль Пачино) – только он, кажется, способен сделать так, чтобы фамилия Модильяни прогремела на весь мир.

Подзаголовок картины выбран не случайно: Джонни Депп действительно снял картину об особенном безумии художников, которое может способствовать как творению, так и разрушению. Кажется, совершенно безумен и оттого гениален чудак Сутин, рисующий зловонную тушу, пытаясь таким образом вернуть корову обратно к жизни. Безумен Утрилло, обещающий уйти на войну и тут же об этом забывающий. Безумен Модильяни, который постоянно видит в снах образ близкой смерти и потом транслирует мрачные настроения в творчестве. В приступе отчаяния, нонконформизма и почти сумасшествия он уничтожает свои работы. Уж о чем о чем, а о саморазрушении Депп знает не понаслышке – так же, как и о большом таланте.

«Разбитые сердца»: криминальные страсти и немного сказки

Почти трехчасовая криминальная мелодрама Жиля Леллуша «Разбитые сердца» участвовала в основном конкурсе Каннского фестиваля, где получила весьма скромные оценки прессы. Впрочем, это не помешало фильму стать большим хитом французского проката и быть номинированным на премию «Сезар» в 13 категориях.

История, легшая в основу картины, стара как мир: умница и хулиган влюбляются друг в друга, но множество препятствий мешают им быть вместе.

Кадр из фильма "Разбитые сердца"

«Capella Film»

Пятнадцатилетняя Жаклин (Мэллори Ванэк), которую после смерти матери воспитывает отец (Ален Шаба), переходит в новую школу. Едва выйдя из школьного автобуса, она знакомится с семнадцатилетним Клотером (Малик Фрика), одним из местных «пацанов», давно плюнувшим на учебу. Красота и дерзость Жаки (так Клотер называет девушку) мгновенно очаровывают юношу. Быстро развивающиеся отношения несутся к трагическому финалу. Связавшись с бандитами, Клотер в итоге оказывается в тюрьме за преступление, которого не совершал.

Кадры вне рамок. Двенадцать самых запоминающихся фильмов 2024 года

Фильм делится на две части: уже повзрослевших, но все еще помнящих друг о друге Жаки и Клотера изображают уже Адель Экзаркопулос и Франсуа Сивиль. Несмотря на звездный статус последних, более удачной оказывается первая половина картины. Между совсем молодыми персонажами больше химии и искры, в их чувства веришь больше, чем в эмоции тех, кто, казалось бы, должен был уже перерасти подростковую любовь. Кроме того, поначалу довольно сильное впечатление производит форма картины: Леллуш экспериментирует с планами, ракурсами и монтажом, заливает экран яркими красками, не забывает о выразительном ретро-саундтреке. Некоторые эпизоды сделаны почти как мюзикл, некоторые напоминают эффектный клип.

В первой части ленты много драйва, азарта и даже иронии. Вторая, мрачная и пафосная половина (с редкими вкраплениями не всегда уместного черного юмора) постепенно утомляет. Нельзя кататься на аттракционе слишком долго: закружится голова.

Самое читаемое
Exit mobile version