Срежиссировала картину квебекская постановщица Монья Шокри, чье имя известно тем, кто следит за программами важных мировых фестивалей. Ее полнометражный дебют «Девушка моего брата» получил приз жюри того же «Особого взгляда», а второй проект «Няня» участвовал в «Сандэнсе». Третий фильм Шокри «Природа любви» окончательно закрепляет за ней статус одной из самых интересных молодых постановщиц, за чьими работами непременно стоит следить.
Шокри начинала как актриса: самые известные роли она сыграла в фильмах канадского вундеркинда Ксавье Долана – режиссера, которого 15 лет назад начали боготворить и критики, и синефилы, и фестивали. Сейчас Долан не так активно занимается кино, а вот Монья Шокри рвется вперед. Она унаследовала от своего товарища черты его кинематографического стиля: изысканное нетривиальное построение кадра, яркий саундтрек, эмоциональность персонажей. А еще она позаимствовала у Долана его постоянного оператора Андре Тюрпена, каждый кадр которого можно было бы поставить в рамку.
Как и Долан, Шокри совмещает несколько ролей: в «Природе любви» она и постановщица, и сценаристка, и актриса. И в то же время ее стиль индивидуален. Шокри снимает кино очень ироничное, порой граничащее с гротеском и одновременно горькое и нежное. «Природу любви» называют переосмыслением романтической комедии, но скорее это романтическая сатира или сатирическая мелодрама, причем снятая с женской оптикой.
Магали Лепин Блондо, тоже игравшая у Ксавье Долана, изображает в фильме Софию, преподавательницу философии в университете Монреаля. Правда, до тех пор пока ее не утвердили официально на должность профессора, она читает лекции пенсионерам. В остальном жизнь Софии скучна и стабильна: она живет с гражданским мужем-интеллектуалом Ксавье (Франсис Уильям-Реом), который души в ней не чает, но к которому она относится уже скорее как к другу. Причем нередко раздражающему своей претенциозностью.
Кадр из фильма "Природа любви"
Кинопрокатная компания "Про:взгляд"И вот однажды героиня встречает Сильвена (Пьер-Ив Кардинал) – красавца, каких она в жизни еще не видела. Сильвен должен заняться ремонтом загородного дома, купленного Софией и ее партнером. Между героями почти мгновенно вспыхивает страсть, которой не смогут помешать никакие условности.
Эротические сцены в «Природе любви» очень чувственные, но, несмотря на это, Монье Шокри удается избежать объективации женского тела, которым почти всегда грешат режиссеры-мужчины. В кадре, в основном, лица, эмоции – и это очень современно. Что такое male gaze (мужской взгляд) в кино, Шокри, разумеется, прекрасно знает и высмеивает его в своем предыдущем фильме «Няня», где камера отображает, как герои-мужчины пожирают взглядом женщин.
Главный конфликт «Природы любви» заключается, конечно, в столкновении двух миров: условно университетского, образованного и более простого. У Сильвена доброе сердце (София твердит это, как мантру), но он постоянно делает речевые ошибки, никогда не слышал о романе «Дама с камелиями» и обожает певца Мишеля Сарду, чьи ультраправые политические взгляды ей отвратительны. Впервые Софию начинает это по-настоящему смущать, когда она знакомится с родственниками возлюбленного: его мать верит в НЛО и теории заговора, а брата даже его жена считает сексистом. София старается концентрироваться на хорошем, но очевидно, что разница в бэкграундах существенна и ее невозможно отмести в сторону.
"Берлинале"-2024: "Звездные войны" во Франции и "Прачечные Магдалины" в Ирландии
Круг интеллектуалов Монья Шокри при этом показывает едва ли не с большей иронией. Брат Софии всем рассказывает о какой-то дурацкой идее арт-объекта и постоянно приводит на семейные и дружеские ужины все новых малахольных девушек. Лучшая подруга все время прилюдно скандалит с мужем. Интеллектуальные разговоры зачастую близки к псевдоинтеллектуальным и нацелены главным образом на то, чтобы похвастаться своим умом. К «простым» людям здесь относятся высокомерно, по-снобски. И все же этот мир героине ближе: вся ее жизнь прошла в нем.
На своих лекциях в университете София рассказывает о том, как разные философы трактовали концепцию любви, и взгляды героини на романтические отношения меняются в течение фильма в соотвествии с развитием философской мысли. Платон считал, что мы стремимся к тому, чего не имеем. Шопенгауэр говорил об определяющей роли желания в отношениях. Спиноза различал желание и любовь: одно не обязательно связано с другим, и объект вожделения даже можно презирать. По мнению Владимира Янкелевича, любовь обрушивается на нас, как болезнь, у нее нет причин.
В финале София цитирует современную писательницу и активистку белл хукс (псевдоним Глории Джинн Уоткинс пишется именно строчными буквами). Она полагала, что любовь – это решение, а не чувство: мы осознанно выбираем определенного человека. К этому в итоге София и приходит.