Профиль

Русских и китайцев остановят только пришельцы

В российский кинопрокат выходит «Прибытие» Дени Вильнёва – очередная история о контакте человека с внеземной цивилизацией. Богатые традиции подобных сюжетов ее не стесняют: как выясняется, людям не надо ни биться с пришельцами, ни удирать от них, как это было раньше, – лучше всего полностью им довериться.

©

12 НЛО в виде гигантских спутниковых тарелок, поставленных на попа, приземляются в различных частях света. Щедрее всего инопланетные гости одаривают Россию, дислоцировав на ее территории сразу два корабля (один из них, кажется, в Крыму). Основное же действие картины разворачивается в штате Монтана, США. Там с пришельцами (гектоподами, то есть семиногими), помимо бравых вояк, пробуют столковаться «добрые следователи» – лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс) и физик Иэн Доннели (Джереми Реннер). Оказывается, что неведомые существа имеют собственную письменность, отличную от любой земной. Преодолевая трудности перевода, Иэн и Луиза натолкнутся на цепь открытий – про человечество, будущее и себя самих. Тем временем, у других стран не выдерживают нервы – инопланетян приказано разбомбить…

Российская премьера «Прибытия» пройдет в один день с мировой (11 ноября), и это по справедливости, ведь НЛО в фильме тоже прибывают одномоментно. Пока же фильм, в основу сценария которого лег рассказ Теда Чана, отмеченный в свое время литературными премиями, был показан только на Венецианском фестивале. И вслед за первоисточником удостоился награды («Future Film Festival Digital Award»), а также номинации на «Золотого льва». Западные критики расхвалили «Прибытие», найдя в нем «множество изящных идей и мастерских визуальных решений» (Time Out), «межгалактический урок лингвистики» (Chicagoи «волнующие аккорды любви и потери» (Hollywood Reporter). На сайте-агрегаторе рецензий Rottentomatoes.com средняя оценка картины составляет 8,7 баллов из 10.

;

Тема инопланетного вторжения эксплуатируется Голливудом часто, но мало что роднит «Прибытие» с типовыми блокбастерами прошлых лет – «Войной миров», «Трансформерами», «Гранью будущего». Скорее фильм встает в один ряд с «умными» sci-fi драмами вроде «Интерстеллар» и «Она» – пусть на другие темы, но с солидным научно-просветительским и философско-психологическим бэкграундом. Наиболее же близкими аналогиями – вплоть до конкретных сцен и фраз – выглядят телефильм 2001 года «Эпоха», снятый для Sci-Fi Channel, и прошлогодняя документалка «Пришествие» Микаэля Мэдсена. Обе работы не испытывали недостатка в идеях, но выглядели скромно в силу бюджетных ограничений, так что «Прибытие» в какой-то степени можно считать более дорогим римейком.

В целом же кинопремьера отражает тяготение sci-fi жанра к «интровертности», интересу не столько к миру вокруг нас, сколько к внутреннему устройству человека. Антропологический потенциал заложен в фантастике по определению, но если сорок лет назад вывод «Соляриса» Андрея Тарковского о том, что человеку нужен человек, выглядел нетривиально, то сейчас он венчает почти каждый фильм на тему освоения Вселенной. В «Прибытии» тема контакта с иной расой, как своего рода космической экспансии, вовсе уходит на второй план – более важной становится демонстрация ценностей передового человечества: пацифизма, сопереживания ближнему, внимания к трудностям взаимопонимания, бесстрашной открытости перед новым, из-за которой будто атрофирован инстинкт самосохранения. Приверженцы подобного «разумного эгоизма» в современном изводе противопоставляются любителям решать проблемы «по старинке», тоталитарно-силовым методом (тут пример миру подают Россия и Китай).

Порой герои «Прибытия» настолько рьяно выступают за все хорошее и против всего плохого, что жанр фильма хочется охарактеризовать как научно-романтический или лирично-фантастический. Тем более что ближе к финалу история не избегает сюжетных кульбитов в стиле «так бывает только в кино». И все же от «сладковатого» привкуса фильм спасает аккуратность и сдержанность в интонациях и красках. Персонажи Эми Адамс и Джереми Реннера, начисто избавленные от супергеройского флера, симпатичны в своем прямодушии, а их личные истории поданы скорее в философском, чем мелодраматическом ключе. Легкая же недосказанность вкупе с эстетской съемкой выглядит реверансом авторскому кино. По большому счету, в разряд блокбастеров «Прибытие» не проходит даже по бюджету – 50 млн долларов, копейки по сегодняшним меркам. На такой пограничной территории любит работать режиссер Дени Вильнёв, чьи прошлые фильмы (в частности, номинированные на «Оскар» «Пожары» и «Пленницы») эксплуатировали популярные сюжетные клише для создания умных, технологичных триллеров. Теперь канадец принялся за фантастику – в следующем году выйдет его сиквел культового «Бегущего по лезвию».

Главным же мотивом «Прибытия» в контексте политических событий выглядит предчувствие мировой войны. Слишком непрочна кооперация между мировыми державами, слишком близка грань, за которой экраны видеочатов отключаются, и стороны отказываются слышать друг друга, слишком велик соблазн выкатить пушки и показать, кто на планете хозяин. Чтобы на этой грани удержаться, необходимо вмешательство в буквальном смысле высших сил.

Самое читаемое
Exit mobile version