Профиль

Своя среди своих: "Замужняя невеста" – премьера Театра Моссовета

Комедийная пьеса двухсотлетней давности, в сочинении которой участвовал молодой Александр Грибоедов, может и сегодня выглядеть ярко и задорно. Это наглядно доказали поставивший «Замужнюю невесту» Евгений Марчелли и актеры Театра Моссовета, среди которых недавно отметившая 90-летие Мария Кнушевицкая.

Моссовета

Сцена из спектакля "Замужняя невеста"

©Елена Лапина

Новая постановка худрука Театра Моссовета Марчелли выходит в Год семьи и отдает дань уважения замечательной Кнушевицкой, исполнившей в спектакле роль бабушки главного героя. Она мудрый матриарах несговорчивого семейства чухломских дворян, поставленных перед невыполнимой задачей – благословить брак племянника по имени Любим с совершенно незнакомой им девицей-сиротой по имени Наташа. Так уж завещали почившие родители Любима: без одобрения многочисленных теток и дяди наследства ему не видать.

Чухломские дворяне колоритны в своей консервативности. Сама мысль о том, что Любим, молодой офицер, нашел себе невесту не в родных краях, а в шальной столице, вызывает в них глубочайшее недоверие. Дядю Карпа Саввича, отставного майора и непримиримого врага всего интеллектуального, пугает возможное наличие у петербургской невесты ума. Его зять, учитель Максим Меркурьевич, наоборот, считает, что она, скорее всего, невежда. Скупая вдова Фекла Саввична подозревает, что Любим выбрал себе в жены транжиру. И так далее.

Сцена из спектакля "Замужняя невеста"

Елена Лапина

Прочтя письмо из Петербурга с просьбой о благословении, все они с явным удовольствием используют право вето, не ведая, что молодые люди уже обвенчались без спросу. Тайно приехав в Чухлому, Наташа собирается их перехитрить, под видом дальней родственницы втершись в доверие к каждому по отдельности и умело сыграв на персональных слабостях: скупости, глупости, чванстве. Для одного она станет милой дурочкой, для другой – помешанной на экономии хозяюшкой. Так что, когда откроется правда, все будут обезоружены ее обаянием и находчивостью и не смогут не поддержать выбор Любима.

Едва ли, придумывая пьесу специально для бенефиса актрисы Марии Вальберховой, руководитель Императорской труппы Александр Шаховской предполагал, что его сочинение ждут долгая жизнь и успешные постановки в XXI веке, когда имя самой Вальберховой вспомнят разве что знатоки. Однако после 1818 года спектакли по «Невесте» продолжали идти в российских, а затем и советских театрах. Была и радиопостановка с участием Юрия Яковлева, Валентины Телегиной, Светланы Немоляевой и других артистов.

Сцена из спектакля "Замужняя невеста"

Елена Лапина

Долгожителем эту пьесу (полное название которой «Своя семья, или Замужняя невеста») сделали хороший сюжет и толковые соавторы Шаховского: тот попросил помочь со стихами начинающего драматурга Николая Хмельницкого и своего соседа по дому Александра Грибоедова. Интересно, что оба соавтора впоследствии прославились не только в литературе, но и на государственной службе: Грибоедов стал дипломатом, а Хмельницкий – смоленским губернатором.

В Театре Моссовета спектакль идет на камерной сцене «Под крышей»: специально для него зрительные ряды развернули к окнам, наличие которых даже для завсегдатаев этого театра стало открытием.

Снова, как и в недавней «Фрекен Жюли», Марчелли играет с настоящей едой. В камерной обстановке все эти разносолы, которые хмурая крепостная Грунька (Евгения Лях), убирая после застолья, безжалостно сметает в одну кастрюлю, конечно, производят сильное впечатление. Нелюбезная безмолвная Грунька и еда, которую даже сытые зрители провожают грустными глазами (к ней никто не притронулся – и ее сразу в помои!), намеренно «заземляют» всё представление, которое само по себе носит водевильный характер.

Сцена из спектакля "Замужняя невеста"

Елена Лапина

Как уже говорилось, пьеса писалась для бенефиса актрисы, игравшей «замужнюю невесту», и, соответственно, ее роль по идее – центр тяжести всего действия. Марчелли сместил этот центр. Находчивая Наталья (Екатерина Девкина) здесь не доминирует над остальными, но органично существует в общем ансамбле, среди не менее ярких персонажей – Карпа Саввича (Александр Бобровский), Максима Меркурьевича (Андрей Рапопорт) и других.

И хотя спектакль в целом следует тексту и даже костюмы (работа Андрея Климова) вполне соответствуют началу XIX века, Марчелли вживил в него особый, не предусмотренный драматургами нерв. Вот звучит финальный монолог Натальи: маски сброшены, карты раскрыты, молодожены обласканы суровой родней – но она на грани истерики. Она как бы говорит новой родне: «Вы что думаете, я теперь вечно буду под всех вас подстраиваться?».

И вдруг крик обрывается, и Наташа с улыбкой и вздохом облегчения произносит: «Всё!», оставляя оторопевших чухломцев и зрителей в зале гадать, свидетелями чего они только что стали: искреннего эмоционального взрыва или же еще одной блестяще сыгранной роли.

Самое читаемое
Exit mobile version