Профиль

"Сын": драма о депрессии от создателя "Отца"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сын" режиссера Флориана Зеллера

©"Экспонента Фильм"

"Отец": Энтони, запертый в своей голове

Хью Джекман изображает успешного ньюйоркца Питера, который находится в шаге от того, чтобы осуществить профессиональную мечту – поучаствовать в избирательной кампании в качестве одного из членов команды кандидата. Питер пару лет назад развелся с женой Кейт (Лора Дерн), с которой он прожил много лет и вырастил сына Николаса (Зен МакГрат). Его новая жена Бет (Ванесса Кирби) недавно родила ребенка и страдает от того, что Питера вечно нет дома – ей зачастую приходится справляться со всеми сложностями жизни молодой матери в одиночку. Однажды на пороге появляется Кейт и сообщает бывшему мужу, что у их 17-летнего сына большие проблемы.

Оказалось, что он уже давно прогуливает школу, потому что ему нехорошо – кажется, он не может смириться с разводом родителей. Николас хочет жить с отцом, поскольку с матерью у него больше нет контакта, и тот соглашается. Вроде бы все постепенно налаживается: мальчик переходит в новую школу, его приглашают на вечеринку, он посещает психотерапевта, неплохо ладит с Питером и тепло относится к младшему брату. Но вскоре выясняется, что все это лишь притворство. Под матрасом у Николаса лежит нож, которым он себя ранит, чтобы как-то избавиться от мучающей его душевной боли, а школу он продолжает прогуливать. Питер мучается от чувства вины.

Критики преимущественно ругают картину, причем за вещи, казалось бы, взаимоисключающие: манипулятивность и холодность. В фильме действительно множество сцен на разрыв аорты, которые должны бы заставить как минимум прослезиться, а как максимум разрыдаться, но в результате этого не происходит (впрочем, разумеется, все индивидуально). Все актеры выкладываются, но их персонажей довольно сложно по-настоящему полюбить, вероятно, поэтому нужной эмоции и не возникает. Что Зеллеру удается, так это равномерно напитать фильм настроением безысходности и печали. Возможно, это даже более ценно, поскольку приближает зрителей к внутренним ощущениям человека, который столкнулся с депрессией, а также к чувствам тех, кто не может ему помочь.

Кадр из фильма "Сын" режиссера Флориана Зеллера

"Экспонента Фильм"

Сильнее огорчает то, что возникают вопросы и к логике повествования. Обеспокоенные родители не раз упоминают о том, что у мальчика раньше была депрессия, так почему же, когда они узнают о том, что ему на самом деле все еще плохо, они не задумываются о посещении психиатра? Они настолько доверяют психотерапевту, который не предлагает этого? Но специалисты ведь могут ошибаться – почему не подстраховаться, когда сын буквально кричит о том, что не справляется с этой жизнью? Судьбоносное решение родителей в финале картины и вовсе вызывает большие вопросы, но его хотя бы можно объяснить с психологической точки зрения. В общем, натяжек в фильме достаточно, и они как раз и не позволяют полностью раствориться в происходящем.

Зато «Сын» убедителен в другом: он выполняет важную назидательную функцию – заставляет более чутко приглядываться к близким. Кажется, те, кто посмотрит картину Зеллера, едва ли совершат те же ошибки, что и ее персонажи. Возможно, надеяться на это утопично, но, если фильм поможет спасти хоть кого-то, за это ему уже многое можно простить.

"После Янга": тихая фантастика о памяти, потере и андроидах

Интересно, что, несмотря на некоторую небрежность, в «Сыне» достаточно тонких психологических деталей. Например, хотя герой Хью Джекмана очень стремится быть заботливым отцом, очевидно, что он не всегда включен в родительскую роль, даже когда находится дома. Так, когда Бет говорит ему о походе с сыном к педиатру, который, очевидно, был для нее важен, он забывает спросить о том, как все прошло.

Образ отца вообще лучше прописан Зеллером, несмотря на то, что картина и исходная пьеса называются «Сын». Герой Хью Джекмана всю жизнь стремился не стать похожим на своего отца, покинувшего его с матерью и проявляющего всю жизнь по отношению к нему черствость и жестокость. В роли этого отца коротко появляется великий Энтони Хопкинс. И все же Питер с ужасом осознает, что он точно так же травмировал своего сына. Он даже употребляет те же ненавистные выражения, что слышал от родителя в отрочестве. Питер пытается быть другим, но привычный сценарий непросто переписать. Возможно, однажды ему это удастся.

Самое читаемое
Exit mobile version