Это был человек, которого знала вся Россия и любила вся Россия. Для каждого Табаков был своим, ведь талант его был совершенно безграничен. Он одинокого блестяще перевоплощался в хитрого кота Матроскина, и в мизантропичного Илью Обломова. Играл негодяев и героев, красавцев-обольстителей и ревнивых мужей, нацистского преступника Шелленберга в «Семнадцати мгновениях весны» и героя революции Макара в «Достоянии республики», хозяина американского салуна и русского крестьянина, партийных работников и Кащея Бессмертного, воспитательницу мисс Эндрю из «Мэри Поппинс» и короля Людовика XIII в «Трех мушкетерах», забулдыгу Суходрищева в «Ширли-Мырли» и президента России в «Президенте и его внучке». Он умел быть смешным и серьезным, простым и глубоким, но всегда оставался ярким и запоминающимся. Он сыграл множество главных ролей, но с удовольствием исполнял и небольшие эпизоды, выводя заведомо второстепенных персонажей в героев первой величины. Как актеру ему было подвластно абсолютно все, возраст же сделал его диапазон еще шире, а игру еще точнее.
Олег Табаков родился в Саратове в семье врачей. Учеба в начальной школе пришлась на страшные военные годы, радостей было мало. Отдушиной был театральный кружок и замечательный педагог Наталья Сухостав, открывшая юный талант. Потом была московская школа-студия МХАТ и ефремовский «Современник», одним из основоположников которого оказался совсем еще юный Табаков. Четверть века отдал он этому театру, одновременно создав сотни образов в кино и на телевидении, озвучив десятки мультфильмов и радиопостановок. Когда театру понадобилось помощь, Олег Павлович взял на себя административные вопросы, и на этой стезе он оказался не менее талантлив. А еще он оказался блестящим педагогом, великолепным наставником, интересным театральным режиссером. Трудно понять, как в одном человеке могло совмещаться столько дарований, но Табаков действительно подтверждал, что талантливые люди талантливы во всем.
Логично, что следующим этапом его жизни стал Художественный театр, который он возглавил на рубеже нового тысячелетия. Это словно было предначертано судьбой, все предыдущие годы Табаков как бы готовился к этому, идя по разным дорогам – актерской, режиссерской, преподавательской, административной. Во МХАТе все сошлось воедино. Он сумел вернуть театру его вековой престиж, а возможно, вывести его на уровень, который был недоступен в другие годы. Его Художественный стал самым успешным в стране театром, самым интересным и разнообразным, а временами и самым обсуждаемым. В его труппе собрались лучшие актеры, он доверял талантливым режиссерам, прикрывая их своим авторитетом, не оглядываясь на критику и гнев властьимущих. Табаков всегда умел дружить с властью – и в советские времена и потом. Кому-то это могло не нравиться, но на упреки Олег Павлович отвечал лишь своей хитрой улыбкой – он никогда не унижался и умел использовать «сильных мира сего» на благо своего любимого дела.
Олег Павлович был человеком искусства, но никогда в нем не замыкался. Он имел свою четкую жизненную позицию и не стеснялся ее высказывать и защищать. Он стал одним из тех людей, по которым можно было сверять свои мысли и ощущения. И всей России будет очень не хватать его мудрой, доброй и немного лукавой улыбки. К счастью, у нас есть возможность увидеть ее во множестве ролей, сыгранных великим мастером. Впрочем, это слабое утешение.