– 75 лет – немалый срок. У коллектива наверняка есть и старые традиции, заложенные основательницей Надеждой Сергеевной Надеждиной, и новые элементы, которые привносит время?
– Две главные традиции, заложенные при создании «Березки», – беззаветное служение делу своей жизни, народному танцу, и ощущение семьи внутри коллектива. Что бы ни происходило в перестроечные времена, с какими бы трудностями ни сталкивался ансамбль в советское время, преданность профессии и целостность нашей большой семьи всегда оставались на первом месте. И, знаете, интересно наблюдать: люди, пришедшие в ансамбль не «по любви и велению души», очень быстро уходят, не приживаются. Это касается не только артистов балета, но и оркестрантов, административного персонала. У нас работают уникальные люди, знающие и любящие историю «Березки».
Что касается изменений, мы, конечно, меняемся, идем в ногу со временем. Оставаться на месте невозможно. Тем более когда больше 80% коллектива – молодежь. Изменения происходят в информационном освещении жизни ансамбля: рилсы – модные форматы коротких смонтированных видео, наше закулисье показываем в соцсетях ежедневно. Тексты, фотографии, съемки концертов, сувенирная продукция, полиграфия, обновление сайта, появляемся на «Муз-ТВ»… Меняем стиль общения с аудиторией. Мы мобильны, и поэтому на наших концертах достаточно много молодежи. Но неизменным остается одно: высочайшее качество исполнения на сцене!
– В чем, по-вашему, секрет успеха «Березки» на фоне множества других фольклорных ансамблей? В чем ее особенность?
– Секрет очень прост: «Березка» – не только ансамбль. «Березка» – это образ жизни, это русское сердце и русская душа.
– Насколько интенсивны гастроли в настоящее время, каков их охват? В зарубежные страны ансамбль ездит?
– Проще спросить, сколько дней в году мы бываем в Москве, чем перечислить города, которые посетили в рамках гастрольной деятельности. В этом году мы были в Башкирии, Ханты-Мансийском АО, на Брянщине, в Североморске, Мурманске, Апатитах, Медвежьегорске, Карелии, Санкт-Петербурге, Казани, объездили почти все Золотое кольцо России.
Сейчас ансамбль второй раз за этот концертный сезон выехал на гастроли в Китай, в туре 21 концерт в 21 городе. Только представьте себе интенсивность перемещения, загруженность артистов и персонала: костюмеров, художественно-постановочной и административной части. И, поверьте, перечисленное – это даже не половина.
– Появляются ли новые гастрольные направления?
– Ансамбль сейчас очень востребован. Не ошибусь, если скажу, что раз в неделю нам поступает запрос от нового промоутера или концертной площадки, где мы еще не выступали или давно не были. Зовут на север, Урал, юг нашей страны, на фестивали и гала-концерты. Но план концертной деятельности сформировать не так-то просто. Например, сейчас мы заканчиваем верстать гастрольный график и план московских концертов сезона 2024–2025 и приступаем к работе над следующим.
В рамках федеральной программы «Мы – Россия» в октябре поедем в Иркутск, Красноярск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Горно-Алтайск, Кемерово, Новокузнецк и Омск. Мы не оставляем без внимания ни одно предложение, но от идеи до ее реализации может пройти достаточно много времени.
– Ансамблю нравится выступать в российской глубинке?
– Для каждого из нашей команды, включая меня, эти гастроли – самые важные и самые любимые! Вы не представляете, как нас принимает публика, какие овации устраивает зрительный зал после каждого выступления, какие слова благодарности говорят нам дети. В такие минуты понимаешь, ради чего ты живешь и работаешь.
– Как строится график гастролей «Березки»?
– Гастрольный график – сложная логистическая работа, где учитывается много различных факторов: от интересов страны до интересов каждого артиста. Мы любим выступать в новых городах и залах, где люди порой всю жизнь ждут нашего приезда. Недавно в одном таком городе за кулисы пришла женщина – и стала плакать. А плакала она оттого, что никак не могла поверить, что дождалась концерта легендарной «Березки» и пришла на него. Не забываем и про наши любимые маршруты и зрителей, которые нас ждут. Любим ездить в города, откуда родом наши артисты.
В социальных сетях каждый день я читаю вопросы: когда вы приедете в тот или иной город? Как-то мы посчитали количество городов, куда нас в феврале попросили подписчики приехать. Как вы думаете, сколько их было? 59! В два раза больше, чем дней в месяце. Конечно, такой объем осилить невозможно, да и артистам необходимо отдыхать.
– А как вы сами впервые узнали о «Березке»? И когда пришли в этот ансамбль?
– Мне кажется, о его существовании я знала всегда! Занимаясь в танцевальной студии рядом с домом, мечтала оказаться в этом знаменитом коллективе. Но потом, как это часто бывает, вектор увлечений сменился, и я поменяла танцы на спорт. Уже после школы, получив специальное образование, серьезно занялась организацией концертной деятельности сначала в Москве, а потом по всей России. Одним из первых коллективов, с которым я начала работать, была «Березка». Поэтому, когда меня пригласили работать в ансамбль, это уже была моя родная семья, с которой мы сотрудничали несколько лет.
– Насколько, на ваш взгляд, административная и художественная части ансамбля хорошо ладят друг с другом? Не бывает ли разногласий, споров?
– Все разногласия и споры решаются на художественном совете. Предельно открыто, путем голосования. Конечно, бывает жарко. Есть творческая сторона вопроса, а есть, например, техническая. Но, уверяю вас, до серьезных конфликтов никогда не доходит (смеется), всегда решаем все мирно.
– Хотелось бы узнать ваше мнение о сериале «Березка», вышедшем несколько лет назад. Насколько я знаю, причастные к ансамблю не очень довольны им, считают, что много присочинено, и притом не в лучшую сторону.
– Знаете, на то этот сериал и художественный, а не документальный. В художественном произведении всегда есть место вымыслу, легенде, свободной воле творческой личности сценариста и режиссера. Я не знаю ни одного случая, когда о коллективе, театре или любом другом институте с большим количеством людей сняли фильм и все были бы довольны. Ведь человек, проживший жизнь в коллективе, о котором идет речь на экране, очень лично, очень субъективно воспринимает каждый кадр. И это абсолютно понятно. На мой взгляд, сериал напомнил всем о том, что коллектив есть, полон сил, востребован и современен. И это главное. А остальное уйдет в историю и рассеется, как дым.
– Сам факт того, что об ансамбле решили снять сериал, говорит о многом, не правда ли? О каком-нибудь незначительном коллективе такого не снимут.
– Национальное достояние России – такое звание за нами закреплено. Мы представляем нашу страну в зарубежных поездках, выступаем на правительственных концертах. Поэтому неудивительно, что о «Березке» сняли сериал, а в апреле показали по Первому каналу новый документальный фильм к нашему 75-летию. Творчество ансамбля – один из культурных кодов нашей страны, и люди должны это видеть!
– Кто сегодня являет собой гордость «Березки»?
– Каждый участник коллектива по-своему уникален. И не важно, солирует он или она в номерах или стоит в девичьем хороводе, мужской танцевальной сцене. Каждый – ограненный бриллиант в хитро сплетенной цепочке («Цепочка» – один из самых знаменитых номеров коллектива. – «Профиль»), созданной Надеждой Надеждиной и продолженной Мирой Кольцовой. У нас нет случайных людей, нет проходных персонажей. Наша гордость – каждый человек, от главного балетмейстера и танцора с 20-летним стажем до административно-технического персонала. Назвав имя одного, я должна буду перечислить все сто человек.
– Профессиональная жизнь у танцоров довольно коротка. Следит ли ансамбль за судьбой тех, кто ушел на пенсию? Есть участники, которые работают в коллективе, несмотря на возраст?
– Мы общаемся с многочисленной семьей «Березки», например, приглашали ветеранов на юбилейный концерт в Большом театре, который состоялся в декабре 2023 года. И, конечно, почти весь творческий руководящий состав коллектива – это выходцы из «Березки»: балетмейстеры, репетиторы, заведующая балетной труппой, художественно-постановочная часть.
– Как набирают в ансамбль молодежь? Что нужно, чтобы попасть в легендарную «Березку»?
– Прежде всего – талант, определенные физические параметры и желание. А технология проста: все желающие присылают нам на почту свою биографию, информацию об образовании и видео. Главный балетмейстер отсматривает материал, показывает коллегам, и принимается решение об очном просмотре. Мы организовываем их как в Москве, так и на гастролях, перед репетициями. Достаточно много артистов были просмотрены как раз в гастрольных турах.
– С 2006 года ансамбль перешел в ведение Управления делами президента РФ. Что изменилось в жизни «Березки» после этого?
– Первое и очень важное, что сделал лично наш президент, – нам предоставили базу: шикарный особняк с двумя репетиционными залами в самом центре Москвы, в Леонтьевском переулке. То есть у нас появился свой дом. О формальном покровительстве тут не может быть и речи. Управление участвует в нашей жизни ежедневно. Например, нам выделили большие деньги на восстановление исторических костюмов к одному из номеров, сейчас как раз идет над этим работа. А это не просто эскизы и материалы, это уникальная фурнитура, камни, бисер. Помогают нам с выплатой артистам премий, в получении заслуженных званий. У иногородних артистов есть возможность разместиться в квартирах-общежитиях, которые также предоставлены Управлением делами президента. У большого коллектива всегда много запросов и творческих предложений. С любым вопросом можем обратиться и знаем, что нас выслушают и постараются помочь.
– Празднование 75-летия «Березки» проходит каким-то особым образом?
– Главное, что состоялось в юбилейном сезоне, – наше выступление на Исторической сцене Большого театра. Удивительно, но у «Березки» никогда не было сольного концерта на этой намоленной сцене. Мне кажется, что с этого момента началась новая страница в нашей истории. Весь сезон идет под юбилейным знаком, мы составляем программу концертов так, чтобы зрители смогли увидеть все номера из золотого фонда ансамбля. А в остальном все как всегда: много работаем и много ездим.
– Что вы думаете о перспективах ансамбля, о его будущем?
– Я почти всегда езжу на гастроли вместе с ансамблем, хожу на все концерты в Москве и вижу зрителей, которые приходят в залы. Вижу много детей с родителями и много молодежи, а также преданных поклонников – наших постоянных зрителей. Ежедневно наблюдаю рост подписчиков в социальных сетях, их общение с артистами и между собой, их заинтересованность нашей историей и творческой жизнью. Вижу наших молодых артистов, которые только пришли в коллектив, но уже не могут жить по-другому, не в «Березке». И это слияние, синергия, единение любви огромного количества людей к русской культуре, русскому танцу, к России дает мне уверенность в том, что у нас будет очень яркое и прекрасное будущее!