Профиль

"Треугольник печали": фильм о том, кто на самом деле выживет на необитаемом острове

В кино сейчас можно посмотреть главный фестивальный хит года – сатиру «Треугольник печали» шведского режиссера Рубена Эстлунда. На Каннском фестивале жюри присудило ему главный приз – «Золотую пальмовую ветвь». Эстлунд, таким образом, стал двукратным обладателем самой значимой награды европейского киномира. Режиссеров, удостоенных такой чести, крайне мало. Добравшись до мирового проката, «Треугольник печали» снискал полярные оценки, в том числе потому, что ожидания публики были, как водится, чрезвычайно высоки.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Треугольник печали"

©30West

У фильма трехчастная структура. Первая треть самая камерная: мы наблюдаем за одним вечером из жизни моделей Карла и Йайи. Его изображает восходящая британская звезда Харрис Дикинсон, ее – модель и актриса из ЮАР Чарлби Дин Крик, ушедшая из жизни в августе этого года. Их герои уже довольно успешны, но Йайа зарабатывает больше. Она ожидает, что за ужин в дорогом ресторане заплатит именно Карл, хотя накануне вечером обмолвилась, что сделает это сама. Карла обижает, что девушка нарушает собственное обещание, а главное, превращает их отношения в неравноправные. За этим спором влюбленные или не очень люди и проводят остаток вечера.

"Уэнздей": продолжение истории "Семейки Аддамс"

Во второй части Йайа и Карл оказываются на шикарном круизном лайнере: героине предоставили путешествие по бартеру – в обмен на публикации в ее соцсетях. Мир «Треугольника печали» становится густонаселенным. Публика на борту – гораздо богаче и статуснее нашей пары. Тут и русский олигарх, разбогатевший на продаже, по его словам, дерьма (то есть удобрений), в компании сразу и жены, и молодой любовницы. И благообразная пара британских старичков, торгующих оружием. И женщина-инвалид, которая после болезни способна произносить только одну фразу по-немецки – «в облаках». И капитан-марксист в исполнении Вуди Харрельсона, проводящий все время за пьянством и прослушиванием «Интернационала» в каюте. Когда капитан наконец-то соизволит появиться на публике, а публика примется за поглощение устриц и черной икры, начнется шторм. Последует уже знаменитая в кругах киноманов сцена, в которой содержимое желудков и унитазов будет красочно, под бодрую музыку, изливаться на борт корабля. Шторм пассажиры переживут, а вот последовавшее за ним нападение пиратов – отнюдь не все.

Действие третьей части разворачивается на необитаемом острове. Среди выживших, конечно, Йайа и Карл и еще несколько людей из числа как гостей круиза, так и обслуживающего персонала. На спасательной шлюпке с некоторыми запасами еды приплывает менеджер по уборке Абигейл (филиппинка Долли де Леон). Именно в ее руках теперь сосредоточена власть: только она умеет ловить рыбу голыми руками, разжигать костер и готовить еду. А уж несколько пачек хрустящей соломки и вовсе могут творить чудеса. Теперь Абигейл – капитан.

Рубен Эстлунд – один из главных сатириков современного кино, и его «Треугольник печали» можно назвать даже комедией. Любовь как жюри, так и критиков на Каннском фестивале была обусловлена еще и тем, что даже самые профессиональные зрители в какой-то момент устают смотреть очень серьезные, мрачные фильмы – даже если они чрезвычайно важные и талантливые. «Треугольник печали» плывет по волнам своего немаленького хронометража в два с половиной часа очень легко, не заскучаешь. Это кино безусловно развлекает и в то же время поворачивает зеркало в сторону зрителя: а кем бы вы стали на необитаемом острове? При этом в фильме достаточно героев, которые вызывают сочувствие. Так, Карл и Йайа, несмотря на всю неоднозначность их поведения, персонажи по большому счету симпатичные. А главное – живые: Эстлунд не рисует карикатуры, он показывает реальных людей во всем их несовершенстве. Пожалуй, «Треугольник печали», как ни парадоксально, один из самых гуманистических его фильмов.

"Сёстры": хоррор о том, что реальность страшнее потусторонних сил

Некоторые критикуют «Треугольник печали» за отсутствие цельности: мол, картина распадается на набор разномастных сцен и гэгов. Но с этим можно поспорить: четкая трехчастная структура, о которой догадываешься заранее, позволяет собрать все элементы воедино и обеспечивает динамику – интересно узнать, что именно и как именно произойдет дальше. С точки зрения ритма «Треугольник печали» превосходит две предыдущие работы Эстлунда: «Форс-мажор», получивший главный приз каннского конкурса «Особый взгляд», и «Квадрат», завоевавший в 2017 году «Золотую пальмовую ветвь».

Завязка «Форс-мажора» заключалась в том, что отец семейства на горном курорте во время искусственного схождения лавины сбегал от жены и детей, не забыв при этом прихватить свой айфон. Потом герой пытался все отрицать, но отношения в семье были уже необратимо испорчены. Никакого особенного сюжетного развития в оставшееся время не происходило, поэтому самым интересным в фильме в итоге оказался саспенс, обещающий, что вот-вот случится что-то ужасное. Эстлунд очень точно передает характерное для современного городского человека ощущение, когда во всем и всех видишь подвох.

«Квадрат» посвящен миру современного искусства, который режиссер, конечно, тоже высмеивает. Так же, как и непреодолимый страх богатых перед бедными. Это безусловно интересный фильм, но именно его хронометраж (два с половиной часа) можно было бы немного сократить.

Основная тема «Треугольника печали», конечно, тоже связана с социальным расслоением – это вообще одна из главных проблем, интересующих авторов актуального кино последних лет. Но Эстлунд не только показывает капиталистов крупного и мелкого калибра, растерявших последние осколки совести, но и дает понять, что, покуда в мире существуют иерархии, ничего существенно не изменится. И уборщица, ставшая матриархом на острове и обладающая властью и ресурсами, ничем существенно не отличается от олигарха из большого мира.

Самое читаемое
Exit mobile version