Али Аббаси относится к тем авторам, которых открыл и в дальнейшем продолжил продвигать Каннский фестиваль (разумеется, совершенно заслуженно). Хотя его полнометражный дебют «Шелли» показывали на Берлинале, именно благодаря его следующей картине «На границе миров», которая в 2018 году выиграла во второй по важности Каннской программе «Особый взгляд», имя Али Аббаси по-настоящему громко прозвучало в киномире. Логичным продолжением стало включение его социально-политического триллера «Убийца “Священный паук”» уже в основной конкурс главного киносмотра в мире. Режиссера в итоге, кстати, заметили и в Голливуде: он поставил два последних эпизода в первом сезоне громкого и яркого сериала HBO «Последние из нас».
Фильму «На границе миров» в 2018 году после первого же Каннского показа стали посвящать восторженные статьи. Не менее восхищенными были и обсуждения картины в фестивальных коридорах, создавшие хорошее сарафанное радио. Иными словами, почти никому не известный режиссер мгновенно стал звездой. Сказка, придуманная Али Аббаси, удивляла в первую очередь своей абсолютной непохожестью ни на что. В центре повествования была работающая на таможне шведская женщина с весьма специфической внешностью. Ее удивительный нюх позволял ей определять, не провозит ли человек какую-то контрабанду. Однажды, встретив напоминающего ее внешне мужчину, она узнает, что они оба на самом деле являются самыми настоящими фольклорными троллями, которые живут среди обычных людей. Между героями завязываются любовные отношения, но и это лишь начало безумной истории. Аббаси в этой картине соединяет неторопливость европейской фестивальной драмы с изобретательным фэнтези, приправляя все это забавной физиологичностью. «На границе миров», конечно, дает и некоторый социальный комментарий о людях, которые отличаются от других.
В новой картине «Убийца “Священный паук”» Али Аббаси покидает страшноватую, но по-своему уютную полусказочную реальность, созданную им в «На границе миров», чтобы окунуть зрителей в реальность по-настоящему пугающую. Речь о современном Иране, где разворачивается действие фильма. Режиссер, который учился и работал в Швеции и Дании и сейчас продолжает жить в Копенгагене, рассказывает историю, посвященную его исторической родине. Если бы Аббаси обитал в Иране, то, вероятно, его бы уже заключили под стражу, как это неоднократно происходило, например, с его коллегой Джафаром Панахи: жесткая иранская цензура не допускает критики государства. В одном из интервью Аббаси рассказал, что его ассистента допрашивали. Также известно, что Аббаси не получил разрешения на съемку в Иране, поэтому сначала команда отправилась в Турцию, а потом в Иорданию. Представители Ирана связывались с режиссером, чтобы встретиться и увидеть материалы картины, но он решил, что это небезопасно для него.
Кадр из фильма "Убийца "Священный паук""
Кинокомпания «Экспонента»«Убийца “Священный паук”» основан на реальных событиях, которые происходили в начале 2000-х в городе Мешхед, священном для мусульман-шиитов. Тогда маньяк, прозвавший себя «пауком», убил шестнадцать секс-работниц, мотивируя это тем, что так он очищает город от греха. Каждую из них он увозил с улицы домой на мотоцикле, когда его семья навещала родственников, и душил с помощью завязанных на шее платков. В фильме Али Аббаси убийца показан уже в самом начале, никакой загадки в этом смысле нет. Это не лишает картину саспенса: за каждую потенциальную жертву переживаешь, желая ей выбраться из лап маньяка-моралиста. Разумеется, фильм движет и интрига, каким образом удастся поймать убийцу.
Полиция очень вяло занимается этим делом, и тогда на помощь приходит журналистка из Тегерана Рахими (та самая Зара Амир Эбрахими). Её сценаристы, среди которых и сам Али Аббаси, выдумали. Героиня и сама постоянно сталкивается с притеснением женщин, и для нее поиск маньяка уж точно не является просто работой. Когда она приезжает в Мешхед и пытается заселиться в отель, ей хотят отказать, потому что вдруг понимают, что она не замужем и будет жить одна. Да еще и платок недостаточно покрывает голову. Когда один из полицейских узнает, что Рахими подверглась харрасменту со стороны начальника, он делает вывод о том, что она сама его спровоцировала, а, значит, и он может рассчитывать на близкое общение с ней. Все эти и многие другие детали иллюстрируют сложнейшее положение, в котором находились иранские женщины двадцать лет назад и в котором находятся и сейчас. Конечно, в случае с секс-работницами все особенно печально. За людей их не держит не только маньяк, который гордится своими злодеяниями, но и клиенты, и вообще многие обычные люди. Аббаси показывает женщин, которых бьют, унижают и от которых готовы отвернуться даже их собственные родители.
Картина Али Аббаси срезонировала с трагедией, которая случилась уже после ее каннской премьеры: с гибелью Махсы Амини, произошедшей из-за «неправильного ношения хиджаба». Но общественная реакция на подобные события в Иране, кажется, за эти годы изменилась. Если в 2022-м грянули массовые, жестоко подавляемые протесты, то в начале 2000-х очень многие поддержали убийцу. И это в фильме пугает даже больше, чем сами преступления. Люди делают из «паука» своего героя, а ему только это и нужно. Простой рабочий на стройке и ветеран военных действий, Саид Ханаи (Мехди Беджестани) не видит в своей жизни никакого смысла, завидуя тем, кто стал мучеником. «Убийца “Священный паук”» – это еще и фильм о мужчине, которому для придания осмысленности собственному существованию нужен «подвиг», хотя он мог бы просто заботиться о своей семье.