Профиль

В Новой Третьяковке открывается выставка "Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом"

18 июня в Новой Третьяковке на Крымском Валу открывается выставка «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом».

Верхотурский Николаевский монастырь, Свердловская область

©Михаил Розанов и Эдуард Бояков

Режиссер Эдуард Бояков и фотохудожник Михаил Розанов подготовили совместный литературно-художественный проект, посвященный феномену монастыря как важнейшего для нашей цивилизации явления и поиску вербальной формулы русского монастырства.

«Русский монастырь – не только и не столько памятник или артефакт. Это духовный и антропологический рубеж между горним и бренным, между небом и землей – отсюда подзаголовок. Граница здесь – ключевое слово», – объясняет Бояков.

Десять действующих православных монастырей предстанут в строгой последовательности. Здесь нет интерьеров, только фасады. Территории безлюдны, съемка произведена в определенное время года – то, в которое монастырь наиболее явно проявляет свою суть.

Камни неба: Эдуард Бояков и Михаил Розанов создали книгу о путешествии по русским монастырям

«Эдуард Бояков предложил выявить разные векторы развития монастыря, и я искал эти векторы через архитектуру и природу, – рассказывает Михаил Розанов. – Почти год мы ездили, выбирая для каждого объекта время года. Поэтому какие-то обители запечатлены зимой, какие-то летом. Но это не отражается в цвете. Цвет отвлекает от главной мысли. Все снимки выполнены в монохроме. Важным принципом было снимать монастыри без людей. Наша задача была запечатлеть вечность».

Каждый из монастырей представлен девятью изображениями: один панорамный вид, далее – отдельные части фасада, вписанные в природный ландшафт. Линии, архитектурные детали, графика стеновых конструкций рифмуются с графикой горизонта, парящими облаками, незримым, но ощутимым движением воздуха.

Для каждого монастыря определено сутевое понятие, отражающее уникальность его функции. Десять ключевых слов – как десять фундаментов, на которых зиждется обитель. Литературное исследование, в котором история, летопись, особенности архитектуры и функционирования монастыря складываются в целостный вербальный образ, неотделимо от изображения.

Последовательность изображений и текстов строго выверена. Равно как не случаен маршрут выставки – это движение от свойства к свойству. И потому малоизвестные обители тут соседствуют с «мировыми звездами» – такова композиционная идея выставки: монастыри открывают свои тайны в определенном порядке, погружая посетителя в законы русского логоса.

«Слова, определяющие суть обители, – не культурологические свойства, а антропологическая норма, к которой должен стремиться каждый – что монах, что мирянин. Каждый из нас должен стремиться стяжать праведность, ценить знание, находить в своей жизни место для подвига, – уверен Бояков. – Эти десять монастырей и слов – словно десять психологических типов, десять духовно-геополитических заповедей».

Самое читаемое
Exit mobile version