Профиль

Венецианский кинофестиваль-2022: Мэрилин Монро, письма Льва Толстого и человек-кит

31 августа открывается 79-й Венецианский кинофестиваль, который продлится до 10 сентября. Жюри возглавляет актриса Джулианна Мур, а помогать ей будут писатель и сценарист, Нобелевский лауреат Кадзуо Исигуро, прошлогодняя обладательница венецианского «Золотого льва», постановщица Одри Диван, режиссеры Мариано Кон, Леонардо Ди Костанзо, Родриго Сорогойен и актриса Лейла Хатами.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Блондинка"

©Plan B Entertainment

В программе множество звездных режиссерских и актерских, в том числе голливудских, имен – Венеция становится одним из главных трамплинов на пути к «Оскару». Не стараясь объять необъятное, рассказываем о самых ожидаемых премьерах основного конкурса.

Но в скобках заметим, что в параллельных программах также масса жемчужин. Это и третий сезон сериала Ларса фон Триера «Королевство», и новый сериал соотечественника Триера Николаса Виндинга Рефна «Копенгагенский ковбой», и последняя, снятая на русском и киргизском картина Ким Ки Дука «Призыв божий», доделанная после смерти режиссера его друзьями и коллегами, и драма мэтра Пола Шредера, которого в этом году наградят за вклад в кинематограф, «Садовник», и ретро-триллер Оливии Уайлд «Не волнуйся, солнышко» с Гарри Стайлсом и Флоренс Пью, и многое другое.

В документальной секции покажут картину Сергея Лозницы «Киевский процесс» на основе архивного материала о суде 1946 года над высокопоставленными немецкими военными преступниками, творившими злодеяния в Украинской ССР. Этот процесс также известен под названием «Киевский Нюрнберг». В секции «Горизонты экстра» – «Голиаф» казахстанского фестивального любимца Адильхана Ержанова с Александрой Ревенко в одной из ролей.

«Белый шум» (White Noise), режиссер Ной Баумбах

Фильм открытия фестиваля, на который Netflix, очевидно, делает большую оскаровскую ставку: картина выйдет не только на стриминге, но и в избранных кинотеатрах – это как раз дает возможность участвовать в оскаровской гонке. Предыдущая работа Баумбаха «Брачная история», она же «История о супружестве» – душераздирающий рассказ о разводе с Адамом Драйвером и Скарлетт Йоханссон – тоже претендовала на главную американскую кинопремию в основной номинации. На сей раз любимый Баумбахом Драйвер вновь встретится на экране с Гретой Гервиг – вместе они играли в более ранней картине постановщика «Милая Фрэнсис».

Что смотреть на ММКФ-2022: "Русские премьеры" и фильмы из программ Венеции и Канна

«Белый шум» – экранизация романа культового писателя Дона ДеЛилло о профессоре колледжа, изучающем Гитлера и панически боящемся смерти, и его семье. Зрителям обещают одновременно веселую и жуткую, лирическую и абсурдную историю – Баумбах всегда мастерски удерживает баланс интонаций и настроений. В данном случае, впрочем, он явно поднимает градус безумия. Баумбах рассказывал, что читал книгу Делилло в 1980-х, когда она вышла, и она идеально передавала ощущение ужаса и сумасшествия, захватившего США в те годы. Перечитал роман режиссер в начале 2020-го, перед пандемией коронавируса, и роман вновь идеально совпал со временем – Баумбах захотел создать фильм настолько же безумный, насколько и мир вокруг.

«Кит» (The Whale), режиссер Даррен Аронофски

Даррен Аронофски возвращается после неоднозначно принятой библейской хоррор-притчи «мама!» с драмой «Кит» по пьесе Сэмюэля Д. Хантера. Звезда конца 90-х – начала 2000-х Брендан Фрейзер перевоплотился в «Ките» в 270-килограммового учителя, который когда-то ушел из семьи и спустя много лет пытается наладить отношения с дочерью-подростком. Девушку сыграла Сэди Синк, поразившая зрителей в последнем сезоне сериала «Очень странные дела».

Кажется, Аронофски, один из главных мизантропов киномира, в чьих картинах «Реквием по мечте», «Ной», «Черный лебедь» исследуются самые мрачные стороны человеческой души, подобрел. Режиссер с большой теплотой говорит и о герое ленты, который не вписывается в представления обывателей о прекрасном, и об исполнившем эту роль Брендане Фрейзере. Аронофски был необходим талант, который бы просвечивал сквозь грим, актер с сердцем размером с кита и чистой душой, – и именно таким Фрейзер и оказался.

«Банши Инишерина» (The Banshees of Inisherin), режиссер Мартин Макдона

Мартин Макдона, окончательно ставший всеобщим любимцем после «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури», дал возможность состояться новой экранной встрече Колина Фаррелла и Брендана Глисона, которые уже снимались в его «Залечь на дно в Брюгге». В «Банши Инишерина» они изображают двух лучших друзей, обитающих на отдаленном ирландском острове. Один из них вдруг резко, без объяснений, объявляет о желании прервать отношения, другой отказывается принять это решение и продолжает преследовать товарища. Тогда выясняется, что первый готов на крайние меры, чтобы избавиться от докучливого экс-друга. Вероятно, зрителей ждет отменный черный юмор вперемешку с трагедией – как умеет только Макдона (а также его девушка Фиби Уоллер-Бридж, придумавшая сериал «Дрянь»).

Кадр из фильма "Банши Инишерина"

Blueprint Pictures

«Блондинка» (Blonde), режиссер Эндрю Доминик

«Блондинка» – долгожданный байопик о Мэрилин Монро, который уже в конце сентября выйдет на Netflix. Хотя это не первая попытка разгадать тайну актрисы, погрузиться в ее невидимые миру страдания – можно вспомнить фильмы «Норма Джин и Мэрилин», «7 дней и ночей с Мэрилин», – картина Эндрю Доминика как минимум будет самой масштабной: она длится почти три часа.

"Лена и справедливость": необычный портрет российской провинции

Новозеландец Доминик («Ограбление казино», «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса») экранизировал роман американской писательницы Джойс Кэрол Оутс, а в главной роли занял Ану де Армас, которую действительно, судя по доступным кадрам, иногда не отличить от Монро.

Доминик, говоря о фильме, задается вопросом, можем ли мы увидеть мир за пределами наших травм, страхов и желаний. И что делать, если вы являетесь объектом желания миллионов? Мир в таком случае видит вас или проекции своих потребностей? В «Блондинке» он исследует раздвоенность Мэрилин – одновременно нежеланного ребенка и суперзвезды. Со звездой реальной Доминик поэтично сравнивает и актрису: ее свет все еще доходит до нас, несмотря на то что она сама давно погасла.

«Бардо» (Bardo, falsa crónica de unas cuantas verdades), режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту

Пятикратный лауреат «Оскара» Алехандро Гонсалес Иньярриту не выпускал полнометражных фильмов семь лет. «Бардо» – его возвращение не только в большое кино, но и в родную Мексику после американских картин «Бёрдмэн» и «Выживший». Очевидно, что «Бардо» отчасти автобиографичен: главный герой – журналист и режиссер – приезжает в Мексику, после того как получил крупную международную награду, чтобы переосмыслить свои отношения с родиной. Там он впадает в экзистенциальный кризис. На постере картины этот персонаж подозрительно похож на самого Иньярриту.

Постановщик рассказывает, что толчком для создания «Бардо» стало осознание: тот путь, который он прошел, длиннее того, что ему остался. К сожалению, мысли о собственной смертности, видимо, шли отдельно от мыслей о безопасности съемочной группы: от ковида во время съемок умерли два человека, что подтвердил исполнитель главной роли Даниэль Хименес Качо.

«Вечная дочь» (The Eternal Daughter), режиссер Джоанна Хогг

Британская постановщица Джоанна Хогг, снимающая интеллигентные изысканные картины, вновь создала полуавтобиографическую ленту. Если любимая критиками дилогия «Сувенир» с Тильдой Суинтон и ее дочерью Онор Суинтон-Бирн в ролях матери и дочери была посвящена опыту Хогг в киношколе, мучительным юношеским любовным переживаниям и взрослению, то «Вечная дочь» рассматривает отношения зрелой женщины с пожилой матерью. В роли этой женщины – неизменная соратница Хогг Тильда Суинтон.

Постановщица рассказывает, что давно пыталась подступиться к работе над фильмом о собственной матери, выросшей во время Второй мировой и привыкшей, как и многие женщины ее поколения, держать чувства при себе и не проживать свое горе. Разрешила себе снять эту картину Хогг только тогда, когда придумала перенести действие в жутковатый отель, когда-то бывший домом героинь.

«Пара» (Un Couple), режиссер Фредерик Уайзман

Американский 92-летний классик документалистики Фредерик Уайзман снял неожиданный фильм о сложных отношениях Льва Николаевича Толстого и его жены Софьи Андреевны. Вероятно, сейчас эти отношения назвали бы токсичными или даже абьюзивными, а их семью – дисфункциональной. Картина решена как монолог Софьи, как монопьеса, сыгранная французской актрисой Натали Бутфе. Сценарий, написанный Уайзманом совместно с Бутфе, частично основан на письмах супругов Толстых друг другу и их дневниковых записях. Съемки проходили на острове Бель-Иль во французской Бретани, и Уайзман рассказывает, что полноценными героями «Пары» также стали животные, насекомые, цветы, деревья и звуки сада.

Кадр из фильма "Пара"

Zipporah Films

«Сын» (The Son), режиссер Флориан Зеллер

"Дом дракона": ностальгическое возвращение во вселенную "Игры престолов"

Драматург, писатель, сценарист и режиссер Флориан Зеллер прославился в киномире два года назад благодаря своему дебютному фильму «Отец» с Энтони Хопкинсом, снятому с точки зрения человека, страдающего от болезни Альцгеймера. Картина завоевала два «Оскара» – за лучшую мужскую роль и лучший адаптированный сценарий. Зеллер экранизировал тогда собственную пьесу, давно хорошо знакомую театралам всего мира.

С «Сыном» он проделал тот же трюк (вообще в этой трилогии о семейных взаимоотношениях есть еще и пьеса «Мать», так что, видимо, стоит ждать и третий фильм). В «Сыне» сыграли Хью Джекман, Лора Дерн, Ванесса Кирби и вновь – Энтони Хопкинс. Герой Джекмана пытается совместить заботу о новой семье с маленьким ребенком, работу и отношения со старшим сыном-подростком от бывшей жены. Последний, похоже, страдает от депрессии.

«Целиком и полностью» (Bones and All), режиссер Лука Гуаданьино

Едва ли не самый модный итальянский режиссер современности Лука Гуаданьино вновь поработал с Тимоти Шаламе, который стал невероятной звездой благодаря его хиту «Назови меня своим именем». В «Целиком и полностью» герой Шаламе, бродяга, вместе с юной девушкой, оказавшейся на задворках общества (Тейлор Расселл), путешествуют по рейгановской Америке. У обоих в прошлом спрятано нечто ужасное. «Целиком и полностью» является не просто роуд-муви, а романтическим хоррором. В основу лег роман Камил ДеАнджелис.

Кадр из фильма "Целиком и полностью"

Frenesy Film Company

«Без медведей» (No Bears), режиссер Джафар Панахи

Картина иранского режиссера, азербайджанца по национальности, Джафара Панахи расскажет две параллельно развивающиеся любовные истории. Влюбленным мешают общественные предрассудки и власть в стране.

В июле этого года одного из самых премированных и ярких иранских постановщиков Панахи арестовали и приговорили к заключению на шесть лет по приговору, вынесенному в 2010 году и связанному с антиправительственной деятельностью. Это произошло после того, как режиссер пришел в прокуратуру узнать о своем задержанном коллеге-режиссере Мохаммаде Расулофе, чья картина «Зла не существует» одержала победу на Берлинском кинофестивале в 2020 году. Расулофа вместе с постановщиком Мустафой Алеахмадом арестовали на основе того, что они подписали открытое письмо с призывом прекратить применять силу к протестующим в Иране. Панахи ранее уже находился какое-то время под домашним арестом. Несмотря на долгосрочный запрет на профессию, Панахи удавалось снимать кино, которое регулярно включали в свою программу главные кинофестивали мира.

Самое читаемое
Exit mobile version