– Как вам пришла в голову идея снять фильм про Петрова и Васечкина?
– Петров и Васечкин впервые появились в киножурнале «Ералаш», где я работал в золотую пору, когда его возглавлял замечательный сценарист и драматург Александр Хмелик. Я снимал довольно много сюжетов для журнала как автор и режиссер. Сначала там появился отдельный персонаж Петров, потом – Васечкин, а потом я их объединил, и они зажили на экране вдвоем. Затем нарисовал их – кругленького Петрова и худенького Васечкина, и вышел мультфильм «Переменка», который снимал прекрасный режиссер Ефим Гамбург. Параллельно я публиковал всякие истории про них. Персонажи благодаря сюжетам в «Ералаше» и публикациям в периодике становились все более популярными, и в конце концов Одесская студия предложила мне написать полнометражный сценарий и снять первый фильм про их приключения. Ну а потом уже возникла идея продолжения, были придуманы два мюзикла – «Хулиган» и «Рыцарь», которые вошли в следующий фильм – «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные».
– Как вы думаете, в чем секрет популярности этих картин?
– Причин несколько. Первая, мне кажется, в том, что мы угадали с архетипами. В каждом классе есть такие Петров, Васечкин и Маша. Между прочим, когда стали выходить первые книги и фильмы про Гарри Поттера, на сайт, посвященный картинам про Петрова и Васечкина (ему уже три десятка лет), пришла куча писем: как это так, Гарри Поттер, Гермиона Грейнджер, Рон Уизли – по сути, наши Петров, Васечкин и Маша, у нас их украли! Это, конечно, совершенно не так.
Вторая причина, может быть, еще более важная. Наша троица – Петров, Васечкин, Маша – живая. В том смысле, что впервые на экранах в привычном школьном кино появились совсем другие, свободные, обаятельные дети. Им тесно в школьных рамках, им позарез хочется приключений. И поэтому, в частности, они стали такими привлекательными героями, которые до сих пор любимы. Кстати, на тридцатилетие картин мне подарили звезду «Петров и Васечкин». Так что они теперь светятся на небе.
Кадр из фильма "Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные", 1984 год
Гостелерадио СССР/Одесская киностудия– Почему в Советском Союзе было много хороших фильмов, а про современное детское кино мы такого сказать не можем?
– При советской власти каждую киностудию в стране, а их было 15, обязывали снимать две-три детских картины в год. Плюс студия Горького, которая делала до 35 картин в год. Плюс Одесская студия, которая в основном была ориентирована на детей и делала порядка 25 картин ежегодно. Вот и считайте. При таком количестве фильмов, естественно, возникала серьезная конкуренция, появлялись замечательные картины.
Кроме того, детское кино требует куда больших производственных усилий, чем взрослое. Детей можно снимать определенное количество часов в день, а не по 12 часов, как взрослых (столько длится съемочная смена). До определенного возраста снимают пять часов, чуть постарше – максимум восемь, но не больше. То есть съемочный период должен быть длиннее, если в фильме снимаются дети. И советская власть очень хорошо все это понимала. Если на обычной картине подготовительный период был максимум три месяца, то на детской – до полугода. Ведь за это время не только надо детей найти, но надо их чему-то научить, подготовить и так далее. И если на обычную картину пленка выдавалась один к трем-четырем (предполагалось три-четыре дубля), то на детскую, так же как и на фильмы с животными, она выдавалась один к 15.
Детская картина, если совсем упрощать, обходилась гораздо дороже, чем среднестатистическая взрослая. Потому что ее производство было гораздо длиннее. В последние 30 лет все ровно наоборот. На детский фильм если и дают денег, то на порядок меньше, чем на взрослый. И это, конечно, нонсенс, потому что снять качественный зрелищный фильм для детей за маленькие деньги почти невозможно. Только сейчас, наконец, подписан указ о том, что на детские картины, во-первых, дают безвозвратные кредиты, а во-вторых, увеличили их бюджет до ста миллионов. И это замечательно, я считаю, это первая ласточка на пути возрождения нашего детского кино.
Почему советская власть с таким вниманием относилась к детскому кино? Потому что это то, на чем дети росли, и то, какими они становились. Еще Ленин говорил, что важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк. Кино на первом месте. Это огромный воспитательный потенциал – кино. Все дети хотят кому-то подражать. Как правило, киношным героям. Книжным – само собой, но киношным – в первую очередь. Нужны качественные сценарии, а это совсем не просто. Все лучшие детские книжки давно экранизированы. И дети с огромным удовольствием смотрят эти экранизации.
А новых, по-настоящему хороших книг для детей выходит очень мало.
– В чем специфика работы с юными актерами, почему нужно настолько больше дублей?
– Работа с детьми – совершенно особая история. Потому что дети, какие бы они ни были одаренные, ничего играть сами по себе не могут, могут только наигрывать. Их надо учить, к каждому находить какой-то ключ. Это гораздо более сложная работа, чем с профессиональными артистами, которым ты дал задание, они прекрасно это сыграли, а ты, может быть, только что-то поправил. Режиссеров, которые умеют работать с детьми, в нашем кино можно по пальцам перечислить. Их надо специально отбирать и готовить. Режиссер детского кино – редкая сложная профессия, это обязательно еще и учитель, такая специфика, никуда не денешься. В моей книге «Свой почерк в режиссуре» есть целая глава на эту тему.
– Говорят, что проблема детского кино в том, что в него не хотят вкладываться, оно не окупается. Но пример фильмов о Гарри Поттере показывает, какие огромные деньги принесла кинофраншиза.
– Оно окупается сторицей. Что такое детский фильм? Это семейная картина, на которую дети ходят с родителями. А потом они ходят с бабушками и дедушками, а потом ребята, если фильм им нравится, приходят снова с друзьями. Поэтому вложенные средства окупаются многократно.
Почему наши продюсеры не очень заинтересованы в детских фильмах? Потому что, во-первых, телевидение их берет очень неохотно. На обычных телеканалах детские картины практически не показывают. Существует закон, по которому в детский фильм нельзя вставлять рекламу, поэтому брать в ротацию детскую картину не будут. Есть канал «Карусель», еще какой-то, где можно их теоретически показывать, и, по сути, все. Соответственно, на телевидение уже не продашь такой фильм. В прокат – да, но и наш прокат не очень в детских картинах заинтересован. Кинотеатры в основном показывают их только утром и по воскресным дням.
Но я верю в перемены. Ведь полностью поменялось же за десяток лет отношение к нашему полнометражному анимационному кино, которое стало крайне успешным. Ранее об этом и не мечтали. Никто даже и не пытался его делать. А теперь уже и наши анимационные сериалы бьют рекорды. И в этом смысле невероятный успех фильма «Чебурашка» в прокате внушает большие надежды. Кстати, одна из причин его успеха – это бюджет 850 миллионов, совершенно гигантский по сравнению с обычной детской игровой картиной. Я рассчитываю, что благодаря успеху «Чебурашки» что-то в сознании прокатчиков и финансистов, может быть, изменится. Думаю, что мы стоим на пороге серьезных изменений в отечественном детском кино.
– Над чем работаете сейчас, появится ли кинопродолжение про Петрова и Васечкина?
– У меня за эти годы вышло энное количество разных книг, в том числе детских и, в частности, про Петрова и Васечкина. По просьбам читателей и фанатов продолжаю описывать их новые приключения. Отправляю ребят то в Африку, то в Антарктиду, то в Колумбию. По последней книжке, которая называется «Новейшие приключения Петрова и Васечкина в горах Кавказа», написан сценарий приключенческой комедии, надеюсь снимать по нему кино в следующем году. Будем подавать этот проект в Министерство культуры, Фонд кино – всюду, где можно найти финансирование.
В основе фильма – история о том, как Петров, Васечкин и Маша отправились с классом на экскурсию по лермонтовским местам в Пятигорск, где неожиданно провалились в XIX век и пытаются спасти Лермонтова от гибельной дуэли. Там масса невероятных приключений, это будет большая музыкальная картина. Максим Дунаевский хочет писать музыку. Предусмотрена интересная роль для Егора Дружинина (играл Петю Васечкина в первых фильмах. – «Профиль»), он замечательный артист, хореограф и режиссер. Так что я очень надеюсь, что картина реализуется и станет достойным продолжением прежних приключений друзей.
По другой моей детской книжке – «Богатырская история» – написан сценарий «Богатыри тоже плачут», и вот недавно появились продюсер и режиссер, которые хотят снять фильм. Это такая патриотичная и в то же время проникнутая юмором сказка о героине-девочке, которая становится богатырем. Персонажи в сказке необычные, обаятельные, и, если хорошо снимут, есть шанс, что они тоже станут культовыми.
Готовлюсь также к съемкам фильма «Мятежники» на основе моей одноименной книги. Но это совсем другой жанр. Это будет драма о детях с ограниченными возможностями, живущих в интернате. Про детские дома было немало картин, но об этих детях – ничего. Мои герои защищают свой дом-интернат от посягательств корыстного местного бизнесмена. Я бы сказал, что «Мятежники» – это современная притча, призыв к толерантности, поискам взаимопонимания. Это фильм обо всех нас, мы ведь все родом из детства.
Вспомните, как вы видели мир в детстве: всё было достижимо, всё возможно, слово «нельзя» воспринималось как нечто враждебное детскому мироощущению. С течением времени нам стало казаться, что тот наш детский взгляд на окружающий мир был наивным и далеким от реальности. Мы сами воздвигли вокруг себя баррикады некоей «разумности», которые лишь отражают и оправдывают наши появившиеся позднее страхи. А может быть, тот далекий детский взгляд и есть истина? «Мятежники» – это проект о возвращении каждого из нас в свое детство, ко всему хорошему, что есть в каждом из нас. О луче солнца в непогоду, который несет всем нам надежду на лучшее.