Профиль

"Закат": фильм об отпуске в Акапулько, где всё не то, чем кажется

«Закат» мексиканца Мишеля Франко с Тимом Ротом и Шарлоттой Генсбур в главных ролях осенью демонстрировали в основном конкурсе Венецианского фестиваля – теперь эту лаконичную и шокирующую драму можно посмотреть на экранах кинотеатров в России. Франко – любимец Канна (у него есть три награды разного достоинства) и Венеции, где в 2020-м он получил Гран-при жюри за свою кровавую антиутопию «Новый порядок». Критика при этом относится к молодому постановщику очень по-разному: то его сравнивают с мизантропом Михаэлем Ханеке в пользу австрийского классика, то находят возмутительными месседжи, заложенные им в фильмах, то ругают за манипулятивность. Так или иначе, Франко удивительно умеет создавать саспенс словно из воздуха, и его картины, даже самые минималистичные, уж точно нельзя назвать скучными.

кадр из фильма

Кадр из фильма "Закат"

©Capella Film

"Скрежет": финский хоррор об ужасах взросления

Главные герои «Заката» – пара Нила и Элис Беннеты, богатые британцы, владеющие бизнесом, включающим в себя скотобойни и мясоперерабатывающие заводы. Вместе со взрослыми детьми они отдыхают в шикарном отеле в Акапулько, но идиллию разрушает известие о смерти матери Элис. Уже в аэропорту Нил обнаруживает, что забыл в гостинице паспорт, и обещает прилететь в Лондон ближайшим рейсом, как только найдет документ. Но вместо того, чтобы вернуться в нужное место, он просит таксиста отвезти его в любой отель, обустраивается теперь уже в самой скромной гостинице и продолжает вести медитативное туристическое существование, словно ничего не случилось. Бесконечно пьет пиво на берегу океана, общается с местными и даже заводит роман с красавицей-продавщицей Беренисе (Иасуа Лариос).

В «Закате» на самом деле все не то, чем кажется: режиссер и сценарист Мишель Франко водит за нос зрителей. И характер связи между персонажами Тима Рота и Шарлотты Генсбур на самом деле не такой, каким представлялся, и мотивация Нила, как выяснится к финалу, связана с фактом его биографии, который от зрителей скрывали. И даже жанр картины тоже меняется по ходу дела: артхаусная мелодрама в какой-то момент превращается в умеренно кровавый социальный триллер.

https://youtu.be/iUrp3mpcfeA

Нас до поры до времени неспроста лишают необходимой для понимания событий информации: точно так же герой Тима Рота игнорирует реальность, пытается скрыться от нее. Никак не реагирует на внезапное убийство человека на пляже, которое сигнализирует о непростой ситуации в Акапулько. Отгораживается от семейных обязанностей, подводя таким образом родных людей. «Закат» можно интерпретировать по-разному, но в первую очередь это все же история о губительности эскапизма, который равен эгоизму, если наши решения влияют на других. А они, как ни крути, почти всегда влияют, иногда – самым трагическим образом. Что происходит с душами людей, выбирающих зачастую неуместное бегство от реальности, какими бы формальными отговорками они не были защищены, – тоже большой вопрос. Судя по равнодушному выражению лица персонажа Тима Рота – ничего хорошего.

"Всё везде и сразу": безумная постмодернистская альтернатива фильмам Marvel

Сам Мишель Франко говорит, что поводом для написания сценария стал случай, произошедший с ним во время недавнего отпуска в Акапулько. Когда они с девушкой уезжали из отеля, их машину остановили федеральные полицейские и агрессивно, угрожая оружием, пытались заставить выйти. Паре удалось уехать, но это событие глубоко шокировало Франко, погрузив в мысли о фатальных изменениях, которые произошли с любимым городом его детства. Вообще образ современной Мексики, который рисуют в авторских картинах, пугает не на шутку. Но если высокий уровень преступности в Сьюдад-Хуаресе, где идет война между наркокартелями (что изображено, например, в «Убийце» Дени Вильнева), еще не так удивляет, то от популярного курорта Акапулько не ожидаешь чего-то подобного. И тем не менее, по словам Франко, которые он в «Закате» и иллюстрирует, город превращается в эпицентр насилия: «Этот распад символизирует весь упадок моей страны».

Одной из причин служит, конечно, бедность населения и социальное расслоение. В предыдущем, скандальном фильме режиссера «Новый порядок» все это приводило к революции и военному перевороту в стране. Таким образом, в «Закате» Мишель Франко продолжает развивать ту же самую тему, но более камерным образом. Впрочем, мотивы насилия и смерти волновали его всегда. Так, например, принесший ему первый фестивальный успех фильм «После Люсии» посвящен буллингу в школе девочки-подростка и его непоправимым последствиям.

Самое читаемое
Exit mobile version