В России хорошо известен американский фестиваль независимого кино «Сандэнс», а вот о близком ему по концепции смотре SXSW у нас слышали не все, хотя в США это тоже важный бренд, связанный с авторским – в том числе жанровым – кино. Именно там в 2022-м, например, состоялась мировая премьера оскаровского триумфатора этого года «Всё везде и сразу». «Проклятие. Зло внутри» получило на SXSW приз зрительских симпатий.
"Всё везде и сразу": безумная постмодернистская альтернатива фильмам Marvel
Как и «Всё везде и сразу», это история об иммигрантах в США, только происхождение их в данном случае индийское. Жанр, который выбрал для своей истории Бишал Дутта – хоррор. Наверное, уже все привыкли к тому, что в этом жанре сегодня появляется все больше фильмов, вмещающих в себя важную рефлексию об актуальных проблемах современности. Все больше хорроров напитаны глубоким психологизмом.
Главной героиней картины «Заклятие. Зло внутри» стала старшеклассница Самидха (Меган Сури из сериала «Я никогда не…»). Видимо, в США она уже родилась, а вот ее родители в какой-то момент покинули родную Индию в поисках лучшей жизни. У девушки отличные, дружеские, отношения с отцом, с матерью же (Ниру Баджва) – сплошные конфликты.
Та хочет, чтобы дочь, как и в детстве, помогала ей готовить просад – блюдо-подношение богам к празднику Дурга-пудже, отмечающем победу богини Дурги над демоном Махишасурой. Самидха же привычно листает соцсети, пытаясь абстрагироваться от маминых претензий, и предлагает ей просто заказать доставку, как делает тетя. То, что для матери – священная традиция и связь с родом и культурой, для дочери превратилось в тоскливый атавизм.
Отрезала от себя Самидха и лучшую подругу детства Тамиру (Мохана Кришнан). Собственно, об их когда-то теплых отношениях мы узнаем где-то к середине фильма (который долго запрягает, а потом выдает целый ряд довольно жутких эпизодов). Больного вида Тамира теперь ходит по школе, держа в руках какую-то странную стеклянную банку и молча вопрошая о помощи.
Кадры из фильма «Заклятие. Зло внутри»
«Экспонента Фильм»Любимая учительница Самидхи (Бетти Гэбриел из «Прочь») первая заподозрит неладное и попросит Самидху поговорить с подругой, но та откажется. Когда девушка таки обратится за помощью к бывшей подруге, Самидха случайно сделает все только хуже. В итоге Тамира пропадает, и тут уже Самидха понимает, что ей придется столкнуться с тем, от чего она так упорно открещивалась – с индуистской культурой. Что, если Тамира права, и все сказки, мифы и легенды, которые няня и мама рассказывали в детстве, на самом деле правда?
Несколько лет назад герой сериала «Мастер не на все руки» еще одного американского автора индийского происхождения Азиза Ансари грустно шутил, что для кинопродюсеров США два индийских актера в одном сериале – это уже слишком. Наверное, глобально с тех пор ничего не изменилось, но тем не менее с каждым годом американская киноиндустрия становится все более и более инклюзивной и культурно разнообразной.
В связи с разговором о работе Бишала Дутты, например, нельзя не вспомнить о сериале «Я никогда не…», также посвященном школьнице индийского происхождения, в том числе ее попыткам разобраться в своей идентичности. Деви в сериале, как и Самидха в «Заклятии», уже во многом ассимилировалась с американским обществом. Но тон и жанр «Я никогда не…» совершенно другие – это романтическое драмеди, поэтому авторы сериала, созданного комедианткой Минди Калинг, много шутят. Например, Деви не отвергает индуистских богов, но молится им она о том, чтобы ее позвали на веселую вечеринку с алкоголем. Боги и демоны «Заклятия» такого бы явно никогда не простили.
"Первый день моей жизни": фильм-психотерапия от автора "Идеальных незнакомцев"
Вообще, попытки отказаться от своей индийской идентичности у Самидхи в «Заклятии» связаны со страхом не быть принятой теми, кто от нее отличается. Этот страх логичным образом обостряется в подростковом возрасте: ведь тинейджеры славятся особой жестокостью. Впрочем, сверстники относятся к героине исключительно доброжелательно.
И все же, глядя на бывшую подругу Тамиру, которая не изменила себе, Самидха наверняка понимает, что и она могла бы стать таким же не понятым никем изгоем. Тамира излучает одиночество и другие «негативные» эмоции, и именно этим питаются демоны пишачи (благодаря фильму есть шанс узнать кое-что об индуистской мифологии).
Кажется, «Заклятие. Зло внутри» подталкивает к выводу о том, что отказываться от какой-то важной части своей идентичности – не очень хорошая идея. Но возникающую моралистичность сглаживает эффектный последний кадр фильма, заставляющий задуматься о том, что авторская позиция чуть сложнее.