Постановщица картины Майвенн Ле Беско во Франции не меньшая звезда. Еще в подростковом возрасте она родила ребенка Люку Бессону, вышла за него замуж и снялась в нескольких его картинах (именно она, например, изобразила оперную диву Плавалагуну в «Пятом элементе»). В какой-то момент Майвенн заинтересовалась режиссурой, ее стали часто приглашать в основной конкурс Каннского фестиваля (фильм «Полисс» даже выиграл приз жюри). «Жанна Дюбарри» – ее шестая и самая масштабная работа: ради съемок для туристов даже на какое-то время закрывали Версаль.
Когда Майвенн посмотрела хулиганскую «Марию – Антуанетту» Софии Копполы, где в саундтреке звучал рок-н-ролл, королевские особы носили туфли от «Маноло Бланик», а главная героиня вела себя как истинный подросток, коим и являлась, ее, помимо всего прочего, впечатлил образ Жанны Дюбарри, фаворитки Людовика XV. У Копполы эту роль исполняла культовая Азия Ардженто. Спустя двадцать лет в Дюбарри перевоплотилась на экране сама Майвенн. Постановщица явно не стремилась к большой биографической точности, что простительно, поскольку некоторые факты о Дюбарри не имеют подтверждения. В фильме Жанну родила кухарка, но девушка получила хорошее образование в семье человека, у которого работала ее мать. В монастыре, куда ее отправили в юности, она продолжила жадно читать книги. Однако в итоге Жанна вынуждена была стать куртизанкой, обслуживающей знатных мужчин. Ее гражданский муж, получивший за счет других любовников Жанны много денег (Мельвиль Пупо), и герцог Ришелье (Пьер Ришар!) в какой-то момент решили устроить знакомство Жанны с королем. Никто не ожидал, что простолюдинка настолько полюбится Людовику, что он сделает ее своей официальной фавориткой, подарит поместье и не расстанется с ней вплоть до собственной смерти. При дворе такому раскладу мало кто был рад.
Те, кто ждали от Майвенн радикального переосмысления эпохи, остались недовольны картиной. Кто-то называет «Жанну Дюбарри» фильмом супер-устаревшим и раздражающе традиционным. Кто-то негодует из-за якобы прославления абсолютной монархии, возмутительного для XXI века.
Фильм так ругают (одни рьяно, другие вяло), что возникает желание его похвалить хотя бы вопреки общему хору. Хочется немного побунтовать, подобно Жанне Дюбарри, которая просто назло двору выходила гулять в мужском костюме, или в забавном платье в полоску, или простоволосой. Ничего визионерского в картине, разумеется, нет, и та же «Мария – Антуанетта» Софии Копполы была по форме в миллион раз современней «Жанны Дюбарри». Но с точки зрения содержания Майвенн сделала картину не безынтересную и не бесполезную. Понятно, что она стремилась в первую очередь высказаться о правах и возможностях женщин, а точнее, об их полном отсутствии в то время. Мысль не новая, но важная. В данном случае речь еще и о героине-простолюдинке, чьей участью была работа либо кухаркой, либо куртизанкой. Жанна выбрала второе. Вполне возможно, что ее любовь к Людовику была искренней (по крайней мере, в фильме она кажется такой), но это ни в коей мере не отменяет того факта, что иного способа жить достойную жизнь у нее просто не было. Да и тот появился потому, что два ее богатых любовника, рассчитывая на собственную выгоду, настояли на ее знакомстве с королем.
"Снегирь": фильм о том, что корабль плывет, но толку от этого мало
По сравнению с Жаном Дюбарри, поколачивавшим Жанну, Людовик оказался ангелом. Если, конечно, забыть о том, что он ради разнообразия и борьбы с меланхолией периодически встречался и с другими женщинами, несмотря на явные чувства к фаворитке. Стоит помнить и о том, что после смерти короля Жанна могла лишиться всех прав при дворе – как, собственно, и случилось. А вот во время Великой Французской революции с нее спросили так, будто она была чуть ли не законной королевой. Иными словами, несмотря на кажущуюся романтику, связанную с эпохой и антуражем, перед нами история не только и не столько романтическая.
Жанна показана Майвенн сильной, незаурядной личностью. Несмотря на то, что на протяжении всей жизни ею пытаются управлять окружающие ее люди, несмотря на то, что в большинстве случаев она вынуждена покоряться их указаниям, в том небольшом пространстве свободы, которое ей достается, она бунтует и меняет правила игры. Именно ее жажда нарушать правила, смелость и отсутствие желания заискивать перед королем и покоряет Людовика. Жанну предупреждают, что поворачиваться к королю спиной может только дофин, то есть наследник престола. Остальные должны комично пятиться. Героиня Майвенн сначала забывает об этом правиле, а потом сообщает Людовику, что у нее не получаются эти шажки и просит разрешения их не делать. Таким образом она словно дает Людовику понять, что, несмотря на колоссальную разницу в социальном положении, по силе характера они с правителем равны. Жанна пропагандировала при дворе литературу, искусство и прогрессивные социальные взгляды. Подаренный Людовиком африканский мальчик становится ей почти что сыном.
Роль Джонни Деппа в фильме настолько минималистична и сдержанна, что назвать ее триумфальным возвращением сложно. Возможно, дело в том, что в последние годы почти все образы актера были максимально эксцентричными, и на их фоне роль Людовика XV кажется не слишком яркой. Тем не менее, созданный им в «Жанне Дюбарри» образ монарха, чью жизнь оживляет новая любовь, получился выразительным и запоминающимся. Но первая партия тут, конечно, у Майвенн, которой удается одними глазами передать изменения, происходящие с ее героиней в связи с жизненными драмами. Ее горящие глаза в какой-то момент становятся совершенно потухшими. Одним из самых запоминающихся персонажей картины становится также дворецкий Людовика в исполнении Бенжамена Лаверна. В течение фильма он из строгого наставника Жанны при дворе превращается в ее доброго друга, чуткого и чувствительного.