Профиль

Синергия на стыке отраслей

Несмотря на мировой кризис, АО «Ростерминалуголь» сохраняет высокие темпы отгрузки угля

2020 год стал настоящим испытанием для российской угольной отрасли. К падению объемов экспорта, вызванному заявлениями европейских стран о радикальном сокращении доли угля в энергобалансах, добавились обвал цен на нефть, газ и пандемия коронавируса. Ожидаемыми стали итоги российского экспорта – за шесть месяцев погрузка РЖД на северо-запад упала на 6,5% ниже плана. Ожидаемый минус показывают и стивидоры северо-запада. Все, кроме одного. Он же крупнейший – АО «Ростерминалуголь». Разберем секреты этого парадокса.

©Пресс-служба АО «Ростерминалуголь»

«Ростерминалуголь» – самый первый терминал морского порта Усть-Луга, запущенный почти 25 лет назад. И так же, как порт Усть-Луга, сумевший за четверть века стать основным морским хабом Северо-Запада России и развернуть на себя экспортные потоки сырья на Балтике, угольный стивидор вышел на первые места по объемам, скорости и эффективности. Сегодня АО «Ростерминалуголь» отгружает более 25 млн тонн угля в год, оставаясь одинаково эффективным в период угольного «бума» и в кризис. За 1-е полугодие 2020 года грузооборот компании вырос на 10% к прошлому году.

Как поясняют на самом терминале, успех стал возможен благодаря сочетанию нескольких факторов, объединенных в одну систему и работающих на стратегию общего результата – обеспечение ведущих позиций России на международных рынках. Во-первых, это операционная эффективность самого терминала, во-вторых, многолетняя кропотливая модернизация всех звеньев транспортно-логистической цепочки, начиная с отправки продукции от грузоотправителя и до погрузки на судно. В-третьих, это надежные отношения с партнерами из смежных отраслей, которые выражаются в полном взаимопонимании, быстрых и эффективных решениях, общих стандартах и процессах.

«Ростерминалуголь» построен на намывных территориях, спроектированных с учетом больших нагрузок тяжелого специализированного оборудования и объемов угля на далекую перспективу. Учитывая ограниченность площадки, к устройству и компактности размещения всех узлов подходили «с микроскопом» – эффективно должен был работать каждый квадратный метр. Во главу угла были поставлены технологии и автоматизация.

Решения, возникшие из этого сочетания, уникальны для российских портов. Первый узел, который задает скорость работы всего терминала и среди прочих определяет пропускную способность порта, – разгрузка вагонов с углем. На «Ростерминалугле» это два вагоноопрокидывателя, инфракрасные размораживатели для смерзшегося угля, трансбордер. Всего за 2,5 минуты тандемные вагоноопрокидыватели разгружают 4 вагона, это свыше 275 тонн угля. И за те же 2,5 минуты на трансбордерах порожние полувагоны автоматически, в соответствии с четким циклом, переставляются на пути для отправки на станцию. К слову, трансбордеры работают на площади немногим больше четверти гектара. Для сравнения: инфраструктура с аналогичными функциями в большинстве морских портов занимает гораздо большую площадь.

Все следующие процессы также автоматизированы и почти незаметны для человеческого глаза. Снаружи видна работа стакеров и реклаймеров на угольном складе и водяная завеса, которую создают 48 водяных пушек. Перегрузка угля, удаление металлического мусора с помощью мощных магнитов, очистка воздуха и подавление угольной пыли производятся в закрытых помещениях. О колоссальной работе, которая ведется для обеспечения экологической защиты на терминале, свидетельствует показатель общей мощности систем очистки воздуха на терминале – 740 тыс. кубометров в час.

Погрузка судов в АО «Ростерминалуголь» также максимально оптимизирована с помощью современных технологий. Система конвейеров доставляет уголь к двум судопогрузочным машинам, которые загружают его непосредственно в трюмы. Скорость погрузки достигает 3500 тонн в час, за сутки – до 50 000 тонн.

Стивидорный терминал – последнее звено в цепочке от грузоотправителя до морского транспорта. Четкая и быстрая обработка угля невозможна без второй важной составляющей – работы железной дороги. Автоматизация и технологии железнодорожной перевозки угля имеют такое же первостепенное значение для всего процесса, как и в порту. Результат – обработка по четкому расписанию, «как в пассажирских поездах», составов, в том числе тяжеловесных (длиной 85 вагонов и общим весом более 8 тыс. тонн), – их подача, разгрузка и возврат на станцию.

©Пресс-служба АО «Ростерминалуголь»

При выгрузке до 1200 вагонов в сутки на обработку одной единицы подвижного состава стивидорное предприятие затрачивает немногим более 1 минуты. Рассчитывать на такие скорости без цифровизации процессов невозможно. Это подразумевает полное исключение бумажной работы и переход на электронный документооборот между компаниями. И это также синергия взаимодействия процессов на уровне нескольких отраслей, которая была достигнута путем включения наработок портовиков в Дорожную информационно-логистическую систему РЖД (ДИЛС). Благодаря этому пользователи, подключенные к системе, в режиме реального времени контролируют движение каждого вагона с углем от момента его погрузки на шахте до обработки на тандемном вагоноопрокидывателе в АО «Ростерминалуголь». Информация о движении угольного груза в адрес терминала автоматически анализируется, когда составы с углем еще в пути.

В результате транспортная цепочка четко выстраивается «под клиента»: составы формируются из полувагонов с заказанными марками угля, без промедления подаются со станции под погрузку. На терминале весь груз идет быстро, при необходимости – «по прямому варианту», из вагона в трюм, минуя стадию накопления на складе. На причале минута в минуту именно для этого груза подано судно к приему всей партии. Со скоростью, заданной вагоноопрокидывателями, конвейерами и судопогрузочными машинами. И так – в режиме 24/7/365.

«АО «Ростерминалуголь» – прекрасный пример для учебников по взаимодействию бизнесов и технологических процессов разных отраслей, – отмечает начальник станции Лужская Михаил Шевченко. – На деле мы не просто партнеры, мы практически единое целое в цифровом плане. Симбиоз удался благодаря открытости руководства стивидорного предприятия. Работа со стивидором с самого становления ведется системно и прозрачно, на 100-процентном доверии».

Совместный проект портовиков и железнодорожников был признан ОАО «РЖД» наиболее эффективным среди аналогичных проектов в Санкт-Петербург – Витебском регионе Октябрьской железной дороги. Благодаря успешному сотрудничеству на стыке отраслей стала возможной модернизация технологий работы станции и терминала, в результате которой максимальная суточная выгрузка АО «Ростерминалуголь» в 700 вагонов, запланированная по первоначальному проекту пропускной способности в 12,5 млн т, выросла сегодня в 1,5 раза, до 1200 вагонов.

Работа на стыке отраслей не останавливается ни на минуту. Станция Лужская и весь Усть-Лужский железнодорожный узел сегодня являются настоящим полигоном для внедрения новых технологий и постоянной строительной площадкой. По словам Михаила Шевченко, в ближайших планах станции Лужская – ускорение обработки поступающих составов. До конца года планируется ввод в эксплуатацию дополнительных объездных путей, позволяющих пустить часть составов напрямую на терминалы, не останавливая технологический процесс на сортировочной станции. В планах – организация интенсивной обработки грузов, их доставка и вывоз в обход перегруженного узла Петербурга. А это может означать только одно – портовиков и железнодорожников ждут новые рекорды.

Самое читаемое
Exit mobile version