Профиль

Инженер – это звучит гордо

Созданный пять лет назад по инициативе Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Технический университет сегодня один из самых молодых вузов страны и первое в РФ корпоративное учебное заведение горно-металлургического профиля. О том, чем живет сегодня университет, в котором только что закончилась приемная кампания, «Профилю» рассказал его директор – кандидат технических наук Вячеслав Лапин.

©

В экономическом смысле небольшой уральский городок Верхняя Пышма – одно из самых необычных мест в нашей стране. На 65 тысяч населения города приходится с десяток крупных металлургических и машиностроительных предприятий, которые за год выпускают продукции почти на 280 миллиардов рублей – это практически бюджет средней российской области. И, наверное, не случайно именно в этом городке находится единственный корпоративный вуз России – Технический университет УГМК, который дает высшее техническое образование.

Благодаря УГМК, главному заказчику технических кадров для своих предприятий, вуз обладает отличной учебной базой с хорошо оснащенными аудиториями, лабораториями, электронными тренажерами и даже устройствами виртуальной реальности. Но главная изюминка этого необычного вуза – непосредственная связь с производством, для которого там готовят будущих инженеров. Буквально в двухстах метрах от входа в университет находится проходная завода «Уралэлектромедь», головного предприятия холдинга УГМК.

– Вячеслав Александрович, близость производства к вашему университету помогает учебному процессу?

– Главная задача нашего университета – подготовка и переподготовка кадров для предприятий холдинга плюс получение высшего образования для выпускников школ. Раньше для нужд компании подготовкой кадров занимались около 20 вузов. Теперь по основным пяти направлениям – горное дело, металлургия, энергетика, автоматизация производств, механика – мы готовим специалистов сами. Кроме школьников у нас также учатся магистранты из числа наших сотрудников. И это, по сути, подготовка кадрового резерва для компании. Мы учим и готовим людей под проекты и задачи наших предприятий.

Второе важное направление – научная деятельность для интересов компании. Мы ведем научные исследования по темам «порошковая и цветная металлургия», «горное дело», «экономическая оценка проектов и инвестиций». Это все прикладные темы, но не забываем и о фундаментальных исследованиях. На этот год мы получили от предприятий компании заявок на проведение исследований по 37 направлениям на сумму около 70 миллионов рублей. Кроме того, занимаемся и перспективными исследованиями в тех сферах, которые пока не используются на производстве, но за ними будущее. Это касается вторичной переработки отходов, получения товарной продукции из них, снижения различных выбросов, вовлечения их в процесс передела. Стараемся вовлекать в эти исследования и студентов. Уже после второго курса ребята втягиваются в научную работу. В этом плане у нас большое преимущество перед многими государственными вузами – у студентов всего один шаг от аудитории до заводского цеха. Очень короткий путь получается от бумаги до внедрения.

– Какие у вас отношения с РАН?

– Мы, по сути, агрегаторы научных знаний, поэтому сотрудничаем со многими структурами, в том числе и с государственными вузами – Уральским горно-геологическим университетом, УрФУ, сотрудничаем с Красноярском, Питером, Томском. За последние три года было порядка пяти исследований, в которых принимало участие Уральское отделение РАН, куда входят более 20 институтов.

– Откуда приезжают к вам студенты?

– На учебу к нам посылают людей из 27 предприятий компании – ребята приезжают из 12 регионов России и даже Казахстана. С этого года открыто бюджетное финансирование, и в университете появилось 40 мест для студентов, приезжающих не по направлениям, а самостоятельно. Естественно, это возможность заполучить побольше ребят с высоким баллом по ЕГЭ. Конечно, у них не будет никаких обязательств перед компанией, но нам все равно интересно, чтобы у нас появились мозговитые и толковые студенты, которые затем остались бы на наших производствах. Таких ребят мы стараемся привлекать еще со школьной скамьи. В прошлом году стартовал международный конкурс «Инженериада», который проводил УГМК, – это для школьников среднего и старшего возраста, и там было очень интересно: в команду входили школьник, педагог и инженер с предприятия компании, они группировались и учились разговаривать на одном языке. Причем обучать этому пришлось не детей, а взрослых.

– Можно сказать, что в России началось возрождение престижа инженерной профессии?

– Мы очень заинтересованы в популяризации самой профессии инженера. Пока статистика очень грустная по России: мы проводили анкетирование среди школьников – увы, многие хотят стать банкирами, менеджерами, футболистами, хотя инженерное направление интересует 60% опрошенных. Но при этом физику для ЕГЭ (а это базовый предмет для технического вуза) выбирают лишь 20–23%. В этом году есть рост интереса к техническим специальностям, но он пока не очень убедительный – всего 25% школьников выбрали физику как дополнительный экзамен по ЕГЭ. Раньше, в 80–90-е, более 60% абитуриентов интересовались техническими вузами.

– Надо понимать, что поток взрослых, приезжающих на переподготовку, намного больше?

– Да, приезжают много людей на очное обучение, мы также стараемся развивать и дистанционные программы. Это привлекает и внешних заказчиков обучения – около 2000 человек в год. Всего в университете разработано 200 программ для повышения квалификации. Это разные по объемам и стоимости программы, от 700 рублей за двухдневный семинар. Для предприятия стоимость обучения одного очника по программам высшего образования составляет 280 тысяч в год. Те, кто хорошо учится, получают повышенную стипендию – это примерно в 2–3 раза больше, чем в государственном вузе. Проживание в общежитии также за счет предприятия. Плюс существует система мотивации студенческой активности – в спорте, в научной работе, участие в конференциях, в различных мероприятиях социального характера. К примеру, у нас есть один студент, который получает в месяц 17,5 тысячи рублей. Совсем неплохо для молодого парня. Я недавно проводил собрание со студентами, их этот пример вдохновляет – говорят: мы тоже так хотим. Да кто же против? Давайте, дерзайте, пишите статьи, побеждайте в спорте…

– Кто входит в преподавательский состав университета?

– Есть свои преподаватели, как правило, все заведующие кафедрами – доктора и кандидаты технических наук. Есть приглашенные специалисты, мы не ставим себе цель набрать побольше преподавателей, которые потом будут скучать в кабинетах. Какой бы ни был профессионал, но, если ты его отрываешь от производства, он через год-два начинает терять свои компетенции, поэтому при составлении учебных планов мы выбираем, какие нам нужны специалисты по конкретным курсам, и приглашаем их на период обучения. Как правило, это ведущие специалисты различных компаний и университетов, разработчики технологий, ученые и обязательно специалисты из УГМК, которые прекрасно знают, что надо давать и как трактовать студентам и тем, кто приезжает на повышение квалификации.

– У вас есть конкуренты в сфере образования?

– Как таковых конкурентов у нас нет. У нас своя специфическая задача – подготовить высококлассных специалистов и вырастить сотрудников, лояльных нашей компании, которые понимают ее задачи, поддерживают корпоративные ценности. Главное, чтобы такой молодой специалист пришел на производство, как к себе домой, а не так, как обычно бывает с выпускниками – они с испугом смотрят на производство, никого там не знают. Наши студенты уже после первого семестра выходят на практику туда, где будут работать через четыре года. К каждому студенту прикрепляется наставник, который сопровождает его весь период обучения. На вторую практику студент приходит в коллектив, где его уже все знают и ждут. В этом вряд ли кто сможет с нами конкурировать: мы ведь не только выполняем все стандарты и требования Министерства образования, но также выполняем требования заказчика и производства, для которого готовим специалистов. Разумеется, при такой системе качество их подготовки намного выше.

– У вас есть своя аспирантура?

– Своей аспирантуры у нас нет. Но ежегодно по компании у нас 2–3 человека защищают свои диссертации в других вузах. Каждый год в День знаний 1 сентября мы торжественно посвящаем в студенты только что поступивших ребят, а заодно и поздравляем тех, кто получил за этот год ученую степень. Как правило, таких не больше 4 человек, поэтому пока смысла в создании собственной аспирантуры в университете нет.

Самое читаемое
Exit mobile version