– Вячеслав Александрович, как ТУ УГМК формирует свои научные планы – они зависят только от заказчиков компании?
– Научная деятельность Технического университета состоит из нескольких направлений. Естественно, в первую очередь мы выполняем заказы от УГМК. Во-вторых, как мощный научный центр, мы также проводим исследования по собственной инициативе, чтобы разработать, апробировать, а затем уже и внедрять новейшие технологии для своей компании. У нас есть стратегические темы, которые прорабатываются заранее, чтобы понять, «полетит – не полетит» та или иная технология. А когда понимаем, что лабораторные испытания идут успешно и результат может быть тиражирован на наших предприятиях, то предлагаем свои разработки на технических совещаниях внутри компании для последующего внедрения. И, наконец, третий сегмент – это заказы на научные разработки от сторонних организаций. Благодаря нашему опыту мы можем предлагать готовые апробированные решения для других компаний металлургической отрасли. Ежегодно выполняется несколько таких крупных заказов, и не только для российских предприятий. К примеру, в прошлом году проведены исследования для румынской компании, в позапрошлом году – в партнерстве с Казахстаном.
– Какие крупные проекты вы ведете в этом году?
– Тут у нас сразу несколько крупных групп научных проектов. Во-первых, комплекс работ по диверсификации производств, цель которых – получение дополнительной товарной продукции. Например, извлечение кадмия, теллура, селена, сурьмы, олова. С одной стороны, это побочные металлы, которые приходят с основной металлической группой, а с другой стороны – это перспективный товарный продукт. Эти редкие металлы очень востребованы в современных высоких технологиях. Второе направление работ связано с техногенными запасами – то, что сегодня принято называть рециклингом или вовлечением во вторичную переработку отходов производства. Ведь что сегодня происходит в Европе – когда-то Германия, Англия были основоположниками горного дела и металлургии, а сегодня на их территории настоящих месторождений не осталось: если есть, то только трудноизвлекаемые запасы. Сегодняшняя металлургия на 60% работает на основе рециклинга ломов, пыли, шламов. В России такие цифры в перспективе, но с учетом того, что легкая добыча сырья открытым способом практически закончилась, а подземные горные работы зачастую ушли уже на глубины более километра, содержание полезных компонентов уменьшается, – это увеличивает затраты на добычу и снижает объемы металлов из первичных руд. В этих условиях все интереснее вовлечение в переработку отходов. А их на европейской части России скопилось за последние десятилетия предостаточно. Возможно, при нынешней конъюнктуре рынка это не всегда выгодно, но это – будущее, и будущее надо приближать.
И еще одно важное для нас направление – цифровизация процессов. Скорость и алгоритмы обработки информации, точность фото- и видеооборудования позволяют уже сегодня заниматься такими проектами, как применение компьютерного зрения и искусственного интеллекта в обогатительных процессах, применение дронов в горном деле и геодезии, цифровое моделирование металлургических процессов.
– Расскажите об уже внедренных проектах.
– Были очень интересные исследования на тему дистилляции металлов, проект завершен, и сейчас строится цех по его итогам. Дистилляция – это процесс разделения металлов, основанный на разности их физических свойств. При различных температурах можно плавить и переводить металлы в газообразное состояние, разделяя их друг от друга. По итогам наших с АО «Уралэлектромедь» исследований построен цех по производству сурьмы. На Челябинском цинковом заводе реализована технология переработки металлургических пылей в вельц-процессе. По этой теме мы уже подали документы на получение Госпремии РФ в области науки и техники. Также очень интересный проект зонной плавки для получения высокочистых металлов – такая экспериментальная установка была придумана специалистами ТУ и управления стратегического планирования УГМК. Я уже упоминал об использовании дронов, которые в разы облегчают труд геодезистов и маркшейдеров, автоматизируя процесс подсчета объемов руд и пород, и помогают быстро передавать эти данные в геоинформационные системы. То есть фактически создаются цифровые копии месторождений и рудников.
– Помимо научной деятельности все-таки главная задача университета – подготовка квалифицированных кадров. Как отразились на этом важном процессе ограничения, возникшие в прошлом «ковидном» году?
– Можно сказать, что к этим событиям мы подготовились заранее. Еще в 2013 году, когда открывался наш университет, генеральный директор УГМК Андрей Анатольевич Козицын настоял на том, чтобы ТУ был оснащен самой передовой техникой, в том числе для дистанционного обучения. И когда в конце марта прошлого года был объявлен карантин, для нас не составило труда перейти на удаленные формы обучения. Мы сразу вывезли всех иногородних студентов автобусами к местам их проживания и на следующий день начали общаться с ними в дистанционном формате. Конечно, в этом формате были свои трудности. Инженерно-техническое обучение требует присутствия студентов в лабораториях, проведения различных опытов – этого катастрофически не хватало. Не хватало и общения студентов с преподавателями, поэтому мы специально устраивали совместные онлайн-совещания, где были и душевные разговоры, и разбор недостатков – что у нас не получается в новых форматах. Тут же принимали решения, как улучшить или что-то добавить в системе работы с педагогами. Это был очень интересный момент, когда не только мы проектировали и развивали новую систему общения, но и студенты принимали в этом участие. А как по-другому? Ведь мы же работаем в одной компании, и через четыре года эти ребята станут нашими же коллегами… Это очень хорошо, что наши студенты понимают, что мы с ними на одном корабле под названием УГМК.
И еще один позитивный момент появился в то непростое время: ребята самоорганизовались при помощи соцсетей – Youtube, TikТok и других – и проводили огромную работу по поддержанию боевого духа и товарищества. Они делали групповые видеоролики, проводили флешмобы и показали, что все они – одна команда!
– Как повлияли «ковидные» ограничения на производственную практику, которая всегда была сильной стороной университета?
– Действительно, у нас крепкие связи с 32 предприятиями УГМК, и из-за объявленных ограничений пришлось передвинуть лабораторные и практические занятия с весны на осень 2020 года. Большой потери от этого мы не почувствовали, но, конечно, произошло расслабление самих студентов, и некоторых пришлось очень сильно подтягивать, когда было восстановлено очное обучение. Были сложности и с первокурсниками – на них свалился ЕГЭ в необычных условиях сплошных ограничений, а в сентябре сразу началось очное обучение.
– А какие виды на приемную кампанию этого года?
– Начиная с прошлой осени мы ведем статистику желающих поступить в ТУ УГМК – это будущие целевики от 26 предприятий компании из 12 регионов страны. Мы уже знаем своих будущих студентов заочно, помогаем им в подготовке к ЕГЭ, отслеживаем их успеваемость. Напомню, многие из них уже участвовали в корпоративном конкурсе технических проектов «Инженериада УГМК» – это приносит ребятам и дополнительный опыт, и дополнительные привилегии при поступлении. Сейчас в нашей базе данных около 200 кандидатов, но в ходе конкурса останутся 80–90 с наибольшими баллами ЕГЭ. Это значит, что в списке окажутся не дети начальников – все идут на равных условиях, – а наиболее талантливые, успевающие и мотивированные.
– То есть у вас уникальный вуз, где заранее знают своих студентов?
– Пожалуй, да. Обычные вузы берут студентов «с улицы» и отдают готовых специалистов тоже «на улицу». У нас все по-другому: допустим, парнишка из Башкирии или Оренбургской области поступает к нам, и через пять лет он вернется домой и продолжит делать карьеру на предприятии, направившем его на обучение. Компания планирует, куда он пойдет, и гарантирует ему трудоустройство.
– Я знаю, что в университете собрался очень крепкий преподавательский состав…
– Да, это наша особая гордость! По сути, у нас необычный вуз, который скорее напоминает образовательный агрегатор. Мы собираем лучшие по интеллекту и потенциалу кадры из самых различных организаций. В качестве преподавателей у нас работают не только штатные сотрудники, но и приглашенные специалисты под конкретные узкие задачи из других вузов России. В качестве педагогов у нас выступают и практики с предприятий УГМК, которые ведут занятия по экологии, металлургии, вентиляции – по самым разным направлениям. И это лучшие специалисты в отрасли. Помимо этого мы приглашаем специалистов из компаний–разработчиков технологий, оборудования. То есть стараемся максимально приближать учебный процесс к реальному производству. Да и наши штатные преподаватели фактически половину времени живут на производстве. Образно говоря, они одной ногой упираются в науку, другой – в производство, ведь вузов с таким прорастанием в производство, как в нашей огромной компании, в стране не так много.