25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. «Независимые» крохоборы
Экономика

«Независимые» крохоборы

В погоне за сверхприбылью мелкие топливные компании разрушают стабильность на рынке бензина

После резкого скачка цен на горючее автолюбители России  заметили странную особенность – заправляться на АЗС от крупных нефтяных компаний стало выгоднее, чем на малоизвестных заправках, которые принадлежат так называемым «независимым» поставщикам топлива.

Перекос с «бензиновыми» ценами на российских АЗС объяснил президент Группы компаний ННК Эдуард Худайнатов. В своем письме к главе ФАС Игорю Артемьеву владелец стопроцентно частной нефтяной компании раскрывает «серые» схемы топливного рынка страны, о которых вертикально-интегрированные холдинги (ВИНК) раньше публично не говорили.

Рост цен на бензин подстегивают независимые АЗС, придумывающие в российских регионах свои правила торговли топливом. Худайнатов просит регулятора проанализировать ценовую политику представителей независимой розницы в Камчатском, Приморском, Хабаровском краях и Амурской области и принять соответствующие меры, сообщил «Интерфакс». Не желая терять сверхдоходы за счет маржи между оптом и розницей, лоббисты «независек» откровенно дезинформируют губернаторов и общественность о «несправедливости» ценообразования, якобы создаваемой ВИНКами, и угрожают забастовками.

Глава ННК отмечает, что в последнее время компания испытывает большое давление со стороны органов региональных властей, ФАС и других надзорных органов, которое вызвано «провокационными действиями некоторых владельцев частных АЗС, ищущих оправдание спекулятивному завышению цен на своих заправках». Нефтяник подчеркивает, что «важным фактором роста цен у большинства владельцев частных АЗС является широко внедренная система цепочки «независимых» посредников, оставляющих свою спекулятивную прибыль зачастую в офшорах».

По данным ННК, поставляющей топливо практически на весь ДВФО, цены на независимых АЗС в ряде регионов значительно выше, чем на фирменных заправках ВИНК. По данным дальневосточных СМИ, разница иногда доходит до 12 рублей за литр, причем частники объясняют это высокими оптовыми ценами ВИНК на нефтепродукты.

Однако, напоминает Эдуард Худайнатов, подобное невозможно ввиду подписанного между Минэнерго РФ и ВИНКами соглашения о заморозке до 31 марта 2019 года мелкооптовых цен на уровне июня 2018 года. «Стоит отметить, что отпускные цены для АЗС ННК и независимых АЗС одинаковые, - уточняет глава ННК. - Сдерживание цен в сети заправок ННК на протяжении полугода происходит за счет собственных и заемных средств в силу высокой социальной ответственности компании». По словам вице-премьера Дмитрия Козака, если какая-либо из компаний, подписавших соглашение, перестанет его выполнять, то правительство введет запретительные пошлины на экспорт топлива.

Крупные нефтяные компании в этой ситуации оказываются обложенными со всех сторон: негатив от «подогреваемой» мелкими частниками общественности, которая считает их монополистами, жесткое регулирование со стороны надзорных органов, а теперь еще и добровольное соглашение с правительством о заморозке «бензиновых» цен. При этом ВИНКи тянут на себе всю производственную цепочку: геологоразведка, добыча нефти и производство топливных продуктов, строительство и модернизация НПЗ и соответствующей инфраструктуры и обеспечение топливом как собственных, так и независимых АЗС в регионах страны.

Только в масштабную модернизацию Хабаровского НПЗ, входящего в Группу ННК, было вложено 3 млрд. долларов – теперь высококачественное топливо класса Евро 5 плюс зафиксированные цены на АЗС ННК, вероятно, стали дополнительным раздражителем для «бензиновых королей» Дальнего Востока. Кроме того, как это бывало неоднократно, нехватку закрывшихся независимых АЗС приходится восполнять крупным нефтяным компаниям, как раз имеющим обязательства по надежному топливообеспечению регионов.

Главный редактор портала «Нефть и капитал» Николай Манвелов отмечает: ведь исключительно ВИНКи подписали с правительством соглашение, предусматривающее сдерживание цен на топливо - как отпускных, так и розничных. «Ни одной подписи независимых поставщиков под этим документом нет, - говорит эксперт. - Следовательно, возникает достаточно пикантная ситуация, при которой ВИНКи сдерживают цены, но никто не мешает тем же самым независимым компаниям выступать, по сути дела, ценовым драйвером. То есть они могут поднимать цены до какого угодно уровня (не секрет, что во многих отдаленных районах страны ВИНКов нет). И пока крупные нефтяные компании несут убытки – независимые получают сверхприбыль. И не секрет, что во многих регионах власти заняли позицию в пользу «своих»: не то, чтобы против ВИНКов, но создавая независимым поставщикам топлива режим наибольшего благоприятствования. Про «своих» хотелось бы сказать отдельно: по инсайдерской информации из силовых структур, большинство независимых АЗС в регионах связаны с криминальными авторитетами и местными чиновниками. Зная это, становится понятно, почему они покрывают чистой воды спекуляцию, идя вразрез с политикой федеральных властей.

Кроме того, любая крупная компания не имеет возможности не быть социально ответственной. ВИНКи вместе с подрядчиками и другими компаниями, которые с ними работают – это миллионы людей. Получается, что независимая компания – это, прежде всего, независимость от социальных обязательств», - подчеркивает Манвелов.

Вероятно, понимая это, Дмитрий Козак поручил ФАС и Федеральной налоговой службе провести проверку владельцев независимых АЗС и «обратить особое внимание» в случае превышения цен более чем на 4% относительно уровня, установленного в соглашении правительства и нефтяников. Также Федеральная антимонопольная служба и Министерство энергетики до конца года проанализирует работу сети независимых АЗС. Если внутри субъектов у компании будут выявлены признаки монополии, их смогут привлечь к соглашению о заморозке цен наряду с крупнейшими нефтепереработчиками, что вполне справедливо.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».